№ 10, октябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Последние изменения в законодательстве, касающиеся оплаты труда руководителей, отчислений в инновационный фонд

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Решение Минского городского исполнительного комитета от 27 июля 2006 г. № 1500 «Об оплате труда руководителей организаций коммунальной собственности и с долей коммунальной собственности г. Минска в их имуществе» (рег. № 9/5374 от 25.08.2006).

Условия оплаты труда руководителей организаций по действующему в настоящее время законодательству определяются в зависимости от организационно-правовой формы организации и напрямую связаны с финансовыми результатами ее деятельности. Вместе с тем принят целый ряд постановлений Правительства и на их основе решений местных исполнительных и распорядительных органов, которые при всей схожести подходов все же устанавливают определенные особенности в сфере оплаты труда руководителей организаций различной подчиненности. Изданы отдельные нормативные акты, регулирующие порядок оплаты труда руководителей и специалистов коммерческих организаций, коммунальных организаций, государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе. В данном случае следует упомянуть постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» и от 27 апреля 2006 г. № 555 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда», которые явились основой пересмотра Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122. Указанные решения Правительства используются местными исполнительными и распорядительными органами при регулировании оплаты труда руководителей подчиненных им организаций.

Например, решением Минского городского исполнительного комитета (далее — Мингорисполком) от 4 декабря 2002 г. № 1826 утверждена Инструкция об условиях оплаты труда руководителей коммунальных организаций г. Минска и организаций с долей коммунальной собственности г. Минска в их имуществе, которой руководствуются организации жилищно-коммунального хозяйства, КУП «Минскводоканал», КУП «Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания» и другие организации, подчиненные Мингорисполкому. В то же время последние изменения в данную Инструкцию были внесены в январе 2003 г., в связи с чем условия оплаты руководителей организаций коммунальной собственности г. Минска в настоящее время значительно отличаются от установленных для руководителей других организаций. В частности, по-прежнему не упразднен коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом с предельным его значением 3,0. В то же время предельный размер этого коэффициента постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 установлен на уровне 3,5 для организаций всех форм собственности.

Иные условия премирования руководителей, их заместителей, главных специалистов коммерческих организаций предусмотрены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 555. Премирование осуществляется по итогам работы за квартал с обязательным резервированием 30 % начисленной премии с последующей ее выплатой при отсутствии роста убытков от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком должны ежегодно устанавливать для подчиненных коммерческих организаций предельный норматив средств, направляемых на оплату труда, сверх включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и учитываемых при ценообразовании и налогообложении, и осуществлять контроль за их выполнением; согласовывать руководителям все виды выплат стимулирующего характера и устанавливать их размеры в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 июня 2006 г. даны разъяснения отдельных норм названного постановления, которые, как и само постановление, не учтены в упомянутой Инструкции.

Все перечисленные и иные особенности исчисления заработной платы руководителям определены в Инструкции об условиях оплаты труда руководителей организаций коммунальной собственности и с долей коммунальной собственности г. Минска в их имуществе, утвержденной решением Минского городского исполнительного комитета от 27 июля 2006 г. № 1500 (далее — Инструкция). Из предшествующего Инструкции акта включены без изменения такие положения, как структура должностного оклада руководителя, механизм его определения на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь в зависимости от списочной численности работающих и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, порядок его увеличения до 50 % на основании подп. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», сроков выплаты и индексирования. Остался прежним подход законодателя к установлению руководителям размера надбавок.

 В то же время при определении тарифных должностных окладов руководителям нанимателю предоставлено право повышать (уменьшать) в пределах межразрядной разницы (до 7 %) тарифные должностные оклады; повышать тарифные должностные оклады руководителям, имеющим в своем подчинении другие самостоятельные организации, дочерние предприятия, филиалы — до 10 % включительно. При этом расчет тарифных должностных окладов производится с учетом списочной численности работников этих организаций. Премирование руководителя по результатам финансово-хозяйственной деятельности производится по итогам работы за квартал по показателям, приведенным в приложениях к Инструкции. Максимальный размер премии снижен с 50 до 30 % должностного оклада за квартал, из которых 30 % резервируются и могут быть выплачены только при отсутствии роста убытка от реализации продукции (работ, услуг) за I и II кварталы — по итогам работы за 1-е полугодие, за III и IV кварталы — по итогам работы за год. Выплаты зарезервированной части премии производятся по итогам работы за 1-е полугодие и за год.

При такой системе премирования также будут учитываться интересы уволившегося руководителя, которому зарезервированная часть премии будет выплачиваться после подведения итогов работы организации за 1-е полугодие и за год и выполнения установленных показателей для ее выплаты. Но при этом должно быть соблюдено условие о том, что зарезервированная часть премии выплачивается остальным работникам, которым установлено поквартальное премирование. Нередки случаи, когда при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованную часть отпуска. В связи с этим определен порядок исчисления среднего заработка, применяемого для выплаты денежной компенсации с учетом зарезервированных сумм премии. Установлено влияние размера зарезервированной суммы премии, учитываемой в составе среднемесячного заработка, на оплату времени выполнения государственных и общественных обязанностей (других случаев, предусмотренных законодательством). В составе среднемесячного заработка каждого месяца III квартала текущего года и I квартала последующего года выплаченные суммы премий учитываются в размере 1/3 их общей суммы. Руководителям убыточных организаций ранее предусматривалась премия в пределах 30 % должностного оклада по результатам финансово-хозяйственной деятельности, под которыми подразумевалось снижение убытков по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В новую редакцию Инструкции такой вид премии не включен.

Уменьшен размер специальных премий, выплачиваемых руководителям из прибыли, остающейся после налогообложения (фонд потребления). Так, за ввод в действие новых мощностей и объектов вместо двух должностных окладов руководитель получит один должностной оклад в год; за внедрение и освоение новых видов техники, технологии и продукции, а также за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов установлено премирование не более 0,5 должностного оклада руководителя в год, в то время как по прежним условиям премирования этот размер был установлен на уровне одного и трех должностных окладов в год соответственно. Вознаграждения по итогам работы за год также не могут превышать одного должностного оклада руководителя в год (ранее это вознаграждение ограничивалось среднемесячным заработком в год). Введено ограничение выплат из прибыли премий, связанных с профессиональным праздником, — до 50 % должностного оклада, что в прежней Инструкции также не предусматривалось. Любые выплаты из прибыли могут осуществляться только при отсутствии задолженности за потребленные энергоресурсы, а также соблюдении порядка и норматива средств, направляемых на потребление, установленного Мингорисполкомом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (10), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.