№ 10, октябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопросы заработной платы в местных соглашениях

Рубрика «Документарий»

А.А. ВОЙТИК, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук

Cоглашения как разновидность актов социального партнерства заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Местное соглашение заключается на местном (территориальном) уровне между соответствующими профсоюзами (их объединениями) и нанимателями (их объединениями), а также местными исполнительными и распорядительными органами с целью активизации социально-экономического развития области, города, района за счет мобилизации возможностей и инициативы местных органов власти, нанимателей, профсоюзных и других организаций работников, достижения социально-политической стабильности на основе согласования их интересов, объединения усилий и координации действий.

Местное соглашение является основой для коллективных договоров, которые расширяют, конкретизируют положения местного соглашения применительно к данной организации (предприятию, учреждению) с учетом ее специфики, экономических и финансовых возможностей.

Следует знать, что местные (их часто называют территориальными) соглашения заключаются во всех областях республики и г. Минске на двух- или трехсторонней основе.

Местные соглашения включают следующие положения:

  1. создание условий для стабилизации экономики региона;
  2. обеспечение занятости населения;
  3. улучшение охраны труда и состояния экологической безопасности;
  4. поддержание доходов населения (гарантии, льготы, компенсационные доплаты, индексация);
  5. охрана здоровья, вопросы медицинского, социального и культурного обслуживания населения (оздоровление, образование, культура, спорт и др.);
  6. развитие сферы услуг и товарного обеспечения внутреннего рынка;
  7. строительство жилья;
  8. строительство объектов социальной сферы;
  9. содержание благоустройства населенных пунктов;
  10. обеспечение из средств местного бюджета и предприятий предоставления работникам и населению социально-трудовых льгот и гарантий, дотации на развитие социально-культурной сферы;
  11. укрепление социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, имеющих детей;
  12. работа с молодежью и детьми;
  13. создание условий для деятельности профсоюзов и др.

Как регулируются вопросы оплаты труда в местных (территориальных) соглашениях?

В качестве примера ознакомимся с некоторыми положениями Соглашении между Брестским исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов на 2006–2008 годы.

II. Содействие занятости

Наниматели

<…>

2.18. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работнику, предупрежденному о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, не менее одного дня в неделю для поиска работы с сохранением среднего заработка, содействуют переобучению новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

III. Оплата труда и уровень жизни населения

Стороны

3.1. Осуществляют согласованные меры, направленные на создание условий для увеличения доходов трудящихся, снижения численности населения области с доходами ниже бюджета прожиточного минимума.

3.2. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы в организациях всех форм собственности, изучают причины задержек выплаты заработной платы, принимают меры по ликвидации задолженности.

3.3. Продолжают развивать системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений.

3.4. Включают в отраслевые соглашения, коллективные договоры положение о повышении тарифной ставки (должностного оклада) работника не менее чем на 10 % и предоставлении дополнительного отпуска не менее 3 календарных дней при заключении (продлении) с ним контракта в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению исполнительской и трудовой дисциплины».

Облисполком

3.5. Обеспечивает своевременное финансирование выплаты заработной платы в бюджетных отраслях.

3.6. Осуществляет контроль за правильностью применения цен и тарифов с целью обеспечения планируемых параметров инфляции.

Наниматели

3.7. Создают резервные фонды заработной платы.

3.8. Осуществляют дальнейшее совершенствование системы оплаты труда. Сохраняют удельный вес тарифной части в фонде оплаты труда не ниже 65 %.

3.9. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, индексацию в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами.

3.10. Решают вопросы установления и изменения форм, систем, размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплат и вознаграждений, доплат, надбавок, индексации заработной платы с обязательным участием профсоюзных комитетов.

3.11. Производят выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, одновременно с выплатой заработной платы.

3.12. Не допускают установления размера тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета.

3.13. Осуществляют индексацию заработной платы с учетом коэффициента инфляции в случае нарушения сроков ее выплаты в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.

3.14. Обеспечивают соблюдение государственной дисциплины цен и прогнозных уровней инфляции, установленного порядка регистрации цен (тарифов) на производимые новые товары (работы, услуги).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (10), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.