№ 4, апрель 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Заработная плата и чрезвычайный налог

Рубрика «Расчеты и начисления»

ЮРИЙ ВЕРЕМЕЙКО, юрист

В 2006 г. согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 81-З «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» (далее — Закон) доходы республиканского бюджета формируются в т.ч. за счет чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — чрезвычайный налог).

В текущем году с организаций, определенных п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), осуществляющих предпринимательскую деятельность, взимаются чрезвычайный налог по ставке 3 % и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости по ставке 1 % от фонда заработной платы. При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном настоящей статьей (ст. 5 Закона).

Уплата чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости производится единым платежом в размере 4 % (за исключением освобожденных от уплаты чрезвычайного налога в соответствии с подп. 2.2 ст. 5 Закона и иными законодательными актами Республики Беларусь).

Плательщиками чрезвычайного налога являются следующие организации, указанные в п. 2 ст. 13 НК:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
  • хозяйственные группы.

В то же время Закон в качестве необходимого признака плательщика чрезвычайного налога предусматривает, что организация должна осуществлять предпринимательскую деятельность.

Таким образом, для того чтобы организация была признана плательщиком чрезвычайного налога, она должна осуществлять деятельность, признаваемую предпринимательской, т.е. направленную на извлечение прибыли. Те юридические лица, деятельность которых не связана с предпринимательством, не могут признаваться плательщиками данного налога, среди них, например, можно указать некоммерческие организации, потребительские кооперативы и т.п.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, указанных в подп. 2.1 ст. 13 НК, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь (п. 3 ст. 13 НК).

Иными словами, действующее законодательство предусмотрело категорию плательщиков, а также неких иных лиц, которые обязаны исполнять налоговое обязательство, не являясь при этом плательщиками. Для них необходимыми условиями наступления обязанности исполнения налогового обязательства их юридического лица является наличие отдельного баланса и текущего (расчетного) либо иного банковского счета.

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину). Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины). Как видим, в НК наряду с плательщиком существует понятие иного обязанного лица. Последний, наряду с плательщиком, выступает самостоятельным субъектом данных норм права.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (4), апрель 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.