№ 6, июнь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Новое во взимании подоходного налога с физических лиц

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

МАКСИМ КОРШЕКЕВИЧ, юрист

В исполнении норм законодательства о подоходном налоге с физических лиц одна из основных ролей принадлежит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП), являющимся источниками выплаты физическим лицам доходов (т.е. налоговым агентам). Недавно постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 33 утверждена Инструкция о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета (далее — Инструкция). В ней содержится немало норм, детализирующих или разъясняющих положения Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции Закона от 9 декабря 2005 г. № 78-З) (далее — Закон). Мы остановимся на тех из них, которые адресованы налоговым агентам или важны для правильного исчисления, удержания и перечисления ими в бюджет сумм налога.

Определение статуса физического лица — плательщика

С 1 января 2006 г. Республика Беларусь перешла на применение принципа резидентства во взимании подоходного налога. Это означает, что налог с доходов от источников за пределами Республики Беларусь взимается только у лиц, которые являются налоговыми резидентами Республики Беларусь, т.е. фактически находятся на ее территории более 183 дней в календарном году (налоговом периоде).

Правила, устанавливающие нахождение источника дохода (в Республике Беларусь или за ее пределами) сформулированы таким образом, что в большинстве случаев не потребуется определять статус плательщика (налоговый резидент или нерезидент), поскольку доходы от источников в Республике Беларусь облагаются налогом независимо от статуса плательщика. Так, к числу доходов от источников в Республике Беларусь отнесены вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь. При этом такие вознаграждения, получаемые плательщиками от белорусских организаций, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Республике Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

В Инструкции в качестве примеров таких вознаграждений названы:

  • заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в т.ч. по совместительству;
  • доходы, получаемые работниками бухгалтерий за выполнение письменных поручений работников о перечислении из причитающейся им заработной платы различного назначения платежей, в т.ч. страховых взносов по договорам страхования;
  • дополнительные доходы от индексации.
  • Но если, например, реализуемое белорусской организации физическим лицом недвижимое имущество либо сдаваемое им в аренду движимое или недвижимое имущество находится за пределами Республики Беларусь, то доход будет считаться доходом от источников за пределами Республики Беларусь. В таком случае белорусской организации как налоговому агенту важно определить статус плательщика. В Инструкции устанавливаются следующие правила применения ст. 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь для определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в целях признания его налоговым резидентом.

    День въезда в республику (день выезда) физического лица определяется на основании отметки, производимой в пунктах пропуска на Государственной границе Республики Беларусь, в национальном паспорте или проездном документе Республики Беларусь. При въезде (выезде) в Республику Беларусь из Российской Федерации (в Российскую Федерацию) день въезда (выезда) определяется на основании проездных документов, документа (отметки в паспорте) о регистрации или разрешения на временное пребывание, оформленных органами регистрации (органами внутренних дел, МИДом, гостиницей). Срок отсутствия физического лица на территории Республики Беларусь может быть определен по отметкам о пересечении Государственной границы, проставляемым представителями пограничных войск или уполномоченных органов других государств в национальном паспорте этих граждан или проездном документе Республики Беларусь.

    Количество дней фактического нахождения физического лица на территории республики определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивая днем выезда из республики (включительно) или последним днем текущего налогового периода. Также в Инструкции даются следующие рекомендации. Если физическое лицо впервые прибыло в страну после 2 июля (после 1 июля в високосном году), то оно не будет рассматриваться в качестве налогового резидента Республики Беларусь в данном налоговом периоде независимо от продолжительности дальнейшего нахождения в республике.

    Уточнение налогового статуса плательщика производится на дату:

  • фактического завершения пребывания гражданина либо подданного иностранного государства, лица без гражданства (подданства) на территории Республики Беларусь в течение отчетного налогового периода;
  • выезда гражданина Республики Беларусь на постоянное местожительство за ее пределы;
  • следующую за истечением 183 дней пребывания физического лица на территории Республики Беларусь.
  • При постоянном проживании на территории страны с 1 января года физическое лицо становится налоговым резидентом Республики Беларусь с 3 июля (со 2 июля в високосном году).

    Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (6), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.