№ 7, июль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Простои: оплата труда, учет затрат и документальное оформление

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ВАЛЕНТИНА ЛЕМЕШ, аудитор

В настоящее время нередки случаи вынужденного простоя организации или ее структурного подразделения (участка, цеха) по внешним и внутрипроизводственным причинам. Простой следует отличать от консервации производства. Согласно ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) для целей оплаты труда простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.).
Простои по внутренним причинам чаще всего случаются из-за поломки оборудования, нарушений технологического процесса и финансовых трудностей. Внутренний простой происходит по вине самой организации. Иногда такие простои вызваны авариями.
Внешний простой не зависит от организации, а вызван чрезвычайными ситуациями и нарушением партнерами условий хозяйственных договоров.
С точки зрения бухгалтерского учета важно установить причину простоя (виновного), поскольку данные сведения непосредственно влияют на расчет сумм потерь в такой ситуации и источники их покрытия. С этой целью должны быть оформлены некоторые документы. В настоящее время типовых форм таких документов нет, как нет и инструкции по бухгалтерскому учету операций при простое. С учетом опыта аудиторских проверок предлагается следующий порядок оформления операций при простое.
Документальное оформление
Если работник установил факт простоя, он должен представить руководителю структурного подразделения или организации докладную записку. В ней нужно описать причину, вызвавшую простой, и, по возможности, привести свои предложения и рекомендации по ее устранению (см. приложение). На основании этого документа руководитель организации издает приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию причин, повлекших простой, принятию мер по сокращению вызванных им потерь и т.п. Обычно издается еще один приказ — по кадрам. В нем определяются условия оплаты работникам за время вынужденного простоя, временный перевод работников на другую работу и др.
Созданная приказом руководителя комиссия составляет отчет о своей работе и акт о простое. На основании этих документов руководитель принимает окончательное решение о причине простоя, виновном лице и источнике покрытия связанных с простоем затрат.
В ходе расследования комиссия:

    1. устанавливает причины, виновных и факторы, повлекшие простой;
    2. опрашивает и получает объяснения должностных лиц и других работников;
    3. выясняет обстоятельства, предшествующие простою, устанавливает причины его возникновения;
    4. выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
    5. проверяет квалификацию обслуживающего персонала;
    6. предлагает меры по устранению причин простоя, предупреждению возникновения их в будущем;
    7. определяет прямые потери и упущенные выгоды от простоя и др.

Подчеркнем, что названные действия комиссии не являются обязательными во всех ситуациях простоя и зависят от ряда причин.
Пример 1
В связи с выявлением случаев болезни крупного рогатого скота органы ветеринарного надзора запретили сельскохозяйственной организации ООО «Фермер» реализацию говядины своим партнерам. ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат», заключившее с ООО «Фермер» договор на поставку говядины, не получило в установленный срок крупную партию товара.
Так как к этому времени у ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат» запасы говядины закончились, оно было вынуждено остановить одну из линий по выпуску мясной продукции. Вследствие простоя 16 работников в течение 9 дней не исполняли свои трудовые обязанности.
В данном случае простой работников ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат» вызван причинами, находящимися в сфере контроля работодателя, поскольку именно он должен обеспечить бесперебойную поставку сырья в ЗАО. Он имеет возможность непосредственным образом влиять на причины простоя. В рассматриваемой ситуации работодатель не принял всех зависящих от него мер, чтобы предотвратить простой.
Пример 2
В ООО «Чистюля» в связи с расследованием прокуратурой уголовного дела два дня проводились следственные мероприятия, в т.ч. выемка первичных документов (как на бумажных, так и на электронных носителях). Часть сотрудников бухгалтерии общества во время проведения следственных мероприятий не имела возможности выполнять свои трудовые обязанности (в целях сохранения информации доступ к компьютерам был запрещен). Очевидно, что простой работников ООО «Чистюля» вызван причинами, не зависящими ни от них, ни от работодателя. Стороны трудового договора не имели возможности контролировать причины простоя и оказывать влияние на их существование.
Пример 3
Работник нарушил правила техники безопасности, что привело к поломке станка. Ремонт станка затянулся на 10 дней, в течение которых данный работник был лишен возможности исполнять трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором. В этом случае простой произошел по вине работника. Причины простоя (действия работника) полностью находились в сфере контроля работодателя.
Если виновата организация
В бухгалтерском учете расходы, связанные с простоем по внутренним причинам, можно сразу включить в себестоимость продукции, т.е. отнести на счета учета затрат: счет 20 «Основное производство» в основном производстве, счет 26 «Общехозяйственные расходы» (пример 2) и др.
В налоговом учете потери от простоя по внутрипроизводственным причинам можно включить в состав внереализационных расходов. Подобная норма содержится в подп. 28.20 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 19 (в редакции постановления от 30 января 2006 г. № 16) (далее — Инструкция).
Если виноваты партнеры
По мнению автора, при простое по внешним причинам расходы следует учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». Расчет потерь от простоев по вине партнера можно осуществлять в соответствии с Временной методикой определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушением хозяйственных договоров (приложение к письму Государственного арбитража СССР от 28 декабря 1990 г. № С-12/НА-225). Выяснив размер потерь, необходимо определить источник их покрытия для отражения на счетах бухгалтерского учета.
Если организация предъявляет претензию партнеру, по вине которого произошел простой, то в этом случае сумму потерь следует уменьшить на компенсацию по претензии. Сумма, признанная поставщиком или присужденная судом, закрывается при ее поступлении на счет в банке. Если претензия поставщиком не признана или судом отказано в иске, сумма включается в состав внереализационных расходов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (7), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.