№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Порядок составления штатного расписания в коммерческих организациях

Рубрика «Документарий»

Г.Ф. АСОСКОВА, экономист

В соответствии со ст. 194 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) штатное расписание является одним из локальных нормативных актов, определяющих трудовой распорядок для работников организации. Поскольку статьями 1 и 19 ТК установлено, что трудовой договор заключается по должностям, профессиям, специальностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, в организациях любых организационно-правовых форм должно быть утверждено штатное расписание.

К штатным работникам относятся лица, с которыми заключен трудовой договор (контракт) (в т.ч. на условиях совместительства) для выполнения работы, установленной нанимателем по включенной в штатное расписание штатной единице с соответствующим ее наименованием.

Штатное расписание как локальный нормативный акт является организационно-распорядительным документом, содержащим структурированный в определенной последовательности перечень структурных подразделений организации, должностей служащих и профессий рабочих с указанием количества штатных единиц по каждому их наименованию, квалификационных категорий, разрядов (классов), размеров должностных окладов (ставок), надбавок, доплат.

Статьей 19 ТК установлено, что в трудовом договоре в качестве обязательных сведений и условий предусматривается трудовая функция. Под трудовой функцией следует понимать выполнение работы по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Штатное расписание должно быть экономически обоснованным, учитывать особенности организации производства и труда, отвечать интересам организации, ее целям и задачам. С учетом этого до составления штатного расписания желательно провести определенную подготовительную работу, связанную с установлением оптимальной структуры управления, необходимой численности работников, размеров оплаты их труда в соответствии с законодательством и с учетом финансовых возможностей организации. Порядок и последовательность проведения подготовительной работы могут быть следующими.

1. Утверждение нанимателем структуры и штатов.

2. Расчет количества рабочих мест и численности работников (трудоемкости) на основе утвержденных нанимателем норм труда с учетом планируемого объема работ (услуг), эффективного использования работников, оборудования, аппаратуры, механизмов и др.

3. Организация структурных подразделений (цехов, участков, отделов, секторов и др.) и распределение между ними функций, видов и объемов работ, численности работников по рабочим местам, а также расстановка работников внутри структурных подразделений.

4. Тарификация работ, определение наименований профессий рабочих, их квалификационных разрядов (классов, категорий).

5. Распределение должностных обязанностей между служащими, установление наименования их должностей и квалификационных категорий.

6. Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях организации, должностных инструкций для служащих, рабочих инструкций технологических карт для рабочих.

7. Распределение обязанностей между руководителями организации, структурных подразделений и их заместителями (как правило, утверждается приказом).

8. Разработка и утверждение положения (условий) по оплате труда работников.

9. Определение размеров должностных окладов (ставок) на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС).

Предлагаемый порядок проведения подготовительной работы для формирования штатного расписания может быть использован во вновь создаваемых организациях любых организационно-правовых форм. В действующих организациях при подготовке к составлению штатного расписания в связи с возможными изменениями организационных, технических, экономических и иных условий прежде всего необходимо уточнить вопросы, связанные со структурой и штатами.

Структуру и штаты организации утверждает наниматель, если иное не установлено уставом организации. Организационная структура разрабатывается с учетом экономической целесообразности, особенностей организации производственных процессов, необходимости их специализации и кооперирования, разделения сфер деятельности и взаимосвязи (взаимодействия) между структурными подразделениями, а также с учетом подчиненности, прав и ответственности руководителей подразделений, иных факторов. При определении структуры коммерческой организации важно также учитывать формы организации управленческого труда, необходимость централизации и децентрализации функций управления, оптимальное количество уровней управления, использование в работе технических средств, компетентность руководителей и исполнителей, стиль их работы, сложность подготовки и реализации управленческих решений, иные факторы.

В структуру организации могут входить дочерние предприятия, обособленные подразделения (филиалы, представительства), структурные подразделения (управления, отделы, сектора, бюро, цеха, участки и др.). Статус дочерних предприятий и обособленных подразделений, а также условия их создания определены статьями 105 и 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.