№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Трудовые книжки: приобретение, хранение, выдача, отражение в бухгалтерском учете

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Е.Т. ЛОБАЗОВА, экономист

По общему правилу при приеме на работу наниматель обязан требовать, а гражданин предъявлять нанимателю следующие документы:
 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
 2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
 3) диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
 4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
 5) заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);
 6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами (ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).
Прием на работу без указанных документов не допускается.
Вместе с тем вышеназванный перечень документов не является исчерпывающим с точки зрения законодательства Республики Беларусь. 
В зависимости от конкретных условий приема на работу данный перечень может включать в себя дополнительные документы, например, при приеме на работу иностранных граждан.
Статьей 9 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-З «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного социального страхования» с изменениями и дополнениями предусмотрена обязанность застрахованного лица по требованию нанимателя предъявлять страховое свидетельство (документ персонифицированного учета).
В соответствии с подп. 2.3 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2005 г. № 78-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» при изменении плательщиком в течение налогового периода места основной работы (службы, учебы) справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах налога по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, выдается одновременно с выдачей трудовой книжки. Следовательно, при смене работником в течение года места основной работы он обязан предъявить справку о доходах по прежнему месту работы новому нанимателю.
При заключении трудового договора запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством.
Основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка.
Порядок ведения, учета, хранения, изготовления трудовых книжек, обеспечения ими нанимателей регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 1635 «О трудовых книжках работников» (с изменениями и дополнениями), а также Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30 (далее — Инструкция), с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 76 и вступивших в силу 20 июля 2006 г.
Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для работника основной.
Лицо, осуществляющее прием и увольнение работников, при приеме трудовой книжки от работника выдает ему расписку в произвольной форме, содержащую реквизиты организации, в т.ч. печать нанимателя.
Лицу, впервые поступающему на работу, на основании приказа о приеме на работу в его присутствии заполняется трудовая книжка образца республиканской трудовой книжки 1995 г. в соответствии с представляемыми работником документами. 
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, профессиональной подготовке, переводе на другую постоянную работу, повышении квалификации и переподготовке, наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии.
Хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 76 в трудовую книжку также вносятся сведения о заключении с работником контракта (например, в случае перевода работника с трудового договора на контракт).
 Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится по желанию работника нанимателем по месту основной работы.
На лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, трудовые книжки не заполняются. При наличии трудовой книжки записи о работе по гражданско-правовым договорам не вносятся.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.