Наряду с регулированием социально-трудовых отношений государством для регламентации отношений между нанимателями и работниками активно используется коллективно-договорная система регулирования. Соотношение между этими видами регулирования закреплено в ст. 362 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), устанавливающей, что условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.
Следовательно, коллективные договоры и соглашения могут только улучшать положение работников по сравнению с законодательством.
Нормы трудового законодательства, определенные государством, служат основой для заключения коллективных соглашений, устанавливающих минимальный уровень социальных гарантий, повышение которого является основной целью коллективного договора. Отметим, что коллективно-договорная система занимает важное место в системе регулирования трудовых отношений.
По своей экономической сущности коллективные договоры выступают основной формой установления цены рабочей силы в условиях рыночной экономики, а их социально-политическая сущность является важнейшим средством реализации профсоюзами своей защитной функции, их борьбы за повышение уровня заработной платы в рамках социального партнерства.
В ст. 362 ТК сформулировано правило, согласно которому Генеральное соглашение служит основой для тарифных соглашений и коллективных договоров.
Многоуровневый механизм социального партнерства, представленный на уровне предприятия коллективно-договорным регулированием трудовых отношений, является неотъемлемым элементом современной организации заработной платы.
В чем отличие коллективного договора от отраслевых коллективных соглашений? Все коллективно-договорные соглашения являются актами социального партнерства.
Отраслевое соглашение отличается от коллективного договора тем, что:
1) соглашение — это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной отрасли;
2) сторонами тарифного соглашения, т.е. соглашения, заключаемого на уровне отрасли, являются соответствующие профсоюзы отрасли и объединения нанимателей.
Важнейшее отличие коллективного договора от коллективного тарифного соглашения состоит в том, что коллективный договор на уровне организации устанавливает конкретные формы обязательств в социально-трудовой сфере с конкретными цифровыми значениями и параметрами, а на уровне тарифных соглашений определяются только общие нормы, правила регулирования.
Допустим, в отрасли заключено тарифное соглашение. В организации, которая входит в данную отрасль, коллективный договор не заключен. В результате расстраивается вся система соглашений, и трудовые отношения будут регулироваться только на уровне минимальных норм и гарантий, установленных ТК.
Обратим внимание на нормы ст. 360 ТК. В данной статье говорится, что тарифные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли по вопросам оплаты труда.
В Генеральном соглашении между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006–2008 годы в п. 5 гл. 2 «Оплата труда, доходы и уровень жизни населения» определено, что социальные партнеры обязуются «развивать систему регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений». В п. 51 названного Генерального соглашения закреплено, что тарифные соглашения и коллективные договоры могут включать дополнительные и более высокие по сравнению с Генеральным соглашением социальные нормы и гарантии.
Обратим внимание, что Министерство труда Республики Беларусь постановлением от 24 ноября 1998 г. № 95 утвердило Рекомендации по регулированию оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров. В данных Рекомендациях установлено, что регулирование оплаты труда на основе социального партнерства в республике включает в себя систему норм и положений, взаимосвязанных по уровням соглашений. Обязательным условием заключения соглашений и договоров является соблюдение минимальных социальных гарантий, установленных законодательством Республики Беларусь.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (9), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.