№ 9, сентябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС И ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 июля 2006 г. № 78 (далее — постановление № 78) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 16 (далее — Инструкция), связанные с принятием в 2006 г. ряда законодательных актов в области налогообложения и с учетом мнения государственных органов и субъектов хозяйствования по изменению правового регулирования отдельных ее положений. В новой редакции изложена преамбула Инструкции, определяющая в качестве одного из основополагающих актов, используемых при ее применении, Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 397 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость» (далее — Указ № 397), урегулировавший особенности применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по НДС. Еще до принятия Указа № 397 Российская Федерация неоднократно поднимала вопрос о неудовлетворительной практике применения Соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, в т.ч. по обмену информацией, имеющей значение для применения налоговых вычетов, по электронным каналам связи. Существующая нормативная правовая база позволила унифицировать механизм администрирования косвенных налогов во взаимной торговле и обеспечить их поступление в бюджеты двух государств в условиях отсутствия таможенного контроля. В то же время значительное количество вопросов еще требует разрешения, в т.ч. путем нормативного регулирования. В связи с этим постановлением № 78 даны следующие разъяснения.

Одним из проблемных в настоящее время считается вопрос возврата покупателем товаров продавцу по причине ненадлежащего качества или комплектации. Исходя из смысла Соглашения и учитывая мнение российской стороны, эта процедура должна выглядеть так. Если возврат товара происходит до наступления срока обязательства по уплате «ввозного» налога, при условии оформления документов о несоответствии по количеству и качеству, а также документов, подтверждающих отгрузку товара продавцу, его стоимость не включается в налогооблагаемую базу. При возврате товара в случае уплаты «ввозного» налога налогоплательщик на основании документов, указанных выше, корректирует налоговую декларацию по ввозу товара в части ранее уплаченной суммы налога. Одновременно производится соответствующая корректировка (уменьшение) налоговых вычетов в налоговой декларации по НДС. Если отгрузка товаров взамен поставленных ранее товаров ненадлежащего качества или комплектации производится налогоплательщиком после представления им в налоговую инспекцию налоговой декларации по ставке ноль процентов и установленных Соглашением документов, обосновывающих нулевую ставку, в налоговой декларации производится корректировка налоговой базы по операциям, облагаемым по ставке ноль процентов и налоговых вычетов. Налогообложение поставок взамен товара, не соответствующего по качеству и комплектации, производится с применением нулевой ставки НДС. Учитывая единую позицию Российской Федерации и Республики Беларусь в этом вопросе, постановлением № 78 внесены изменения в ч. 6 п. 99 Инструкции, в которой не предусматривается возможность уменьшения налоговых вычетов и возврата ранее уплаченных сумм НДС в случае возврата ввезенного товара. Новая редакция этой части изложена с учетом указанной выше позиции, выработанной сторонами Соглашения.

В главе 4 Инструкции приведены принципы определения налоговой базы при реализации объектов, к которым в т.ч. отнесены особенности исчисления налоговой базы и налоговых вычетов по договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, а также по договорам, в которых сумма обязательств выражена в соответствии с законодательством в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте. Ввиду того, что процедура применения этого принципа изложена в п. 5 Положения о некоторых особенностях применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Указом № 397, в подп. 8.6 Инструкции внесены соответствующие изменения информационного характера. Такие же изменения, но основанные на принятии Указов Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» и от 11 мая 2006 г. № 316 «О перечне работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями и индивидуальными предпринимателями физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства» внесены в подп. 19.30 и 19.33 Инструкции, предусматривающие освобождение от налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь отдельных товаров, работ, услуг.

На положениях Указа № 397 основаны изменения и дополнения, появившиеся в подп. 15.1.3, п. 47 и 97 Инструкции. Так, с применением нулевых ставок производится налогообложение при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работах, непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров. Нулевая ставка налога применяется также при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки и услуги по реализации билетов, на основании которых оказываются транспортные услуги, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Порядок применения нулевой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2000 г. № 213, который не отменен до настоящего времени. В то же время Указом № 397 утверждено Положение о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), в связи с чем ссылка на постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2000 г. № 213 из текста Инструкции исключена. По этим же основаниям из п. 47 Инструкции исключена ссылка на постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2001 г. № 1128, регулирующего порядок проведения вычета, зачета либо возврата превышения сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности или ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, над суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, несмотря на то, что это постановление также не признано утратившим силу.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (9), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.