№ 9, сентябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Некоторые вопросы использования транспортных средств физических

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ЮРИЙ ВЕРЕМЕЙКО, юрист

На сегодняшний день коммерческой организации трудно обойтись без использования автомобилей. Они активно используются и для служебных поездок работников, и для перевозок грузов.

В то же время автомобиль по-прежнему является довольно дорогостоящим имуществом, что не позволяет всем организациям приобретать и использовать их в необходимом количестве. Выходом из этой ситуации служит использование автомобилей, принадлежащих иным лицам.

Извлечь полезные свойства автомобиля для целей деятельности организации можно несколькими способами. В первую очередь это можно сделать, получив автомобиль от физического лица на основании гражданско-правовой сделки. Такими сделками выступают договоры аренды и безвозмездного пользования транспортным средством. Еще одним вариантом может быть использование автомобиля работником коммерческой организации для нужд последней.

В то же время со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 22 марта 2004 г. № 140 «Об установлении республиканского сбора за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств» (далее — Указ) некоторые из способов использования транспортных средств приводят к необходимости уплачивать довольно крупные суммы обязательных платежей в бюджет. В данной статье остановимся на возможных вариантах использования транспортных средств и возникающих в связи с этим налоговых последствиях.

Республиканский сбор за использование транспортных средств в предпринимательской деятельности

Указом предусмотрено, что за транспортные средства, ввезенные физическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве товаров, предназначенных не для коммерческих целей, с уплатой таможенных пошлин и налогов по единой ставке, установленной законодательством Республики Беларусь для такой категории товаров, в случае их использования в предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров лицами, ввезшими эти транспортные средства, или передачи в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в течение двух лет после их таможенного оформления уплачивается республиканский сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств (далее — республиканский сбор).

Пунктом 2 Указа конкретизировано понятие «транспортное средство», используемое в Указе, т.к. во многих иных актах законодательства данное понятие часто используется в более широком смысле. Республиканский сбор в соответствии с Указом будет взиматься только в том случае, если транспортными средствами будут являться мотоциклы и автомобили, классифицируемые в позициях 8702, 8703, 8704 21, 8704 31, 8711 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Использование в предпринимательской деятельности (получение) вещей, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь признаются транспортным средством, но не перечислены в соответствующих позициях указанной Товарной номенклатуры, не влечет обязанности по уплате республиканского сбора.

Юридические лица становятся плательщиками республиканского сбора в случае получения транспортных средств, указанных в подп. 1.1 Указа, в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок.

Соответственно объектом обложения республиканским сбором является получение ввезенных физическими лицами транспортных средств, указанных в подп. 1.1 Указа, в течение двух лет после их таможенного оформления в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Организации являются плательщиками только в случае получения транспортного средства на основании гражданско-правовой сделки. Объект возникает при получении транспортного средства во владение, пользование и (или) распоряжение. Указанные правомочия являются составляющими права собственности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Получение автомобиля в собственность организацией от физического лица при наличии установленных Указом признаков приводит к возникновению объекта налогообложения и необходимости уплаты республиканского сбора.

Однако организация обязана будет уплатить республиканский сбор не только при получении автомобиля в собственность, но и при получении его во владение и (или) пользование.

Согласно ст. 577 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Статьей 613 ГК предусмотрено, что по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Таким образом, при исполнении договора аренды арендодатель получает транспортное средство во владение и пользование. В связи с этим, если договор заключен между физическим лицом и организацией, а переданный в аренду автомобиль удовлетворяет признакам, перечисленным в Указе, организации придется уплатить республиканский сбор.

Рассматривая вопросы аренды, необходимо остановиться на распространенной ошибке, имеющей место на практике. Некоторые считают, что договор аренды автомобиля, который заключается между нанимателем и работником, необходимо рассматривать как использование имущества работника для нужд нанимателя (ст. 106 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)). Однако это неверно. Договор аренды между работником и нанимателем также возможен, как и между любыми иными лицами. При этом следует помнить, что при получении автомобиля в аренду организация обязана уплачивать республиканский сбор.

Кроме договоров аренды, гражданское законодательство позволяет заключить договор безвозмездного пользования имуществом. Так, согласно ст. 643 ГК по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст. 578, п. 1 и ч. 2 п. 2 ст. 581, п. 1 и 3 ст. 586, п. 2 ст. 592, п. 1 и 3 ст. 594 ГК.

При исполнении договора безвозмездного пользования имуществом также имеет место передача такого имущества организации. В связи с этим при заключении такого договора у организации также возникает объект по уплате республиканского сбора.

В то же время существуют правоотношения, в ходе которых не происходит передача транспортного средства организации, что не влечет возникновения объекта обложения и соответственно обязанности уплаты республиканского сбора.

Так, ст. 106 ТК предусмотрено, что работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

При использовании транспортного средства таким образом отсутствует факт передачи транспортного средства: юридическое лицо не получает его не только в собственность, но даже во владение и (или) пользование.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (9), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.