№ 1, январь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Основные нарушения законодательства о труде, допускаемые нанимателями

Рубрика «К вам пришла проверка»

В.В. СИНЯК, заместитель начальника Минского областного управления департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Анализ надзорно-контрольной практики департамента государственной инспекции труда позволяет определить круг основных нарушений законодательства о труде, допускаемых должностными лицами нанимателей, а также причины, которые способствуют нарушениям.

Прием на работу

Не всеми нанимателями выполняются нормы ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), предусматривающей обязанность нанимателя до приема работника на работу потребовать, а работника в свою очередь предъявить нанимателю следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

3) диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;

5) заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. Прием на работу без указанных документов не допускается.

Невыполнение указанной нормы может повлечь негативные последствия как для нанимателя, так и для работника.

Пример 1

Работник был принят бухгалтером 17 января 2006 г. При этом наниматель не истребовал от работника медицинское заключение, предъявление которого предусмотрено п. 2 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 23/243/104, поскольку в Перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденный указанным выше постановлением, включена и должность бухгалтера. Для нанимателя нарушение законодательства о труде влечет санкции в виде штрафа и (или) привлечение к административной ответственности должностных лиц нанимателя. Для работника непредставление медицинского заключения может обернуться увольнением по п. 3 ст. 44 ТК (нарушение установленных правил приема на работу).

Трудовой договор

Несмотря на то, что со вступлением в силу ТК стала обязательной письменная форма трудового договора, до настоящего времени нанимателями не всегда соблюдается требование ст. 18 ТК. В отдельных организациях наниматели не заключают с работниками письменные трудовые договоры, полагая, что для приема работника на работу достаточно от последнего истребовать письменное заявление. Необходимо отметить, что подача кандидатом письменного заявления на занятие определенной должности (профессии) не предусмотрена законодательством о труде.

Согласно ст. 25 ТК издание приказа о приеме на работу производится после и на основании подписания сторонами трудового договора.

Не всегда также выполняется обязанность по включению в трудовой договор существенных условий, определенных ст. 19 ТК, которые должны содержаться в трудовом договоре, заключаемом с работниками:

1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать Общегосударственному классификатору «Профессии рабочих и должности служащих Республики Беларусь»;

4) основные права и обязанности работника и нанимателя;

5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

7) условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Отношение многих нанимателей к подписанию трудового договора как к формальности, предусмотренной законодательством, которая выполняется ими в силу своего императивного характера, является ошибочным. Трудовой договор — это индивидуальное соглашение между работником и нанимателем, позволяющее сторонам самостоятельно определить условия, на которых будет заключен договор.

При составлении трудового договора стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства о труде. Недопустимо включение в трудовой договор условий, которые ухудшают положение работника по сравнению с законодательством. Такие условия являются недействительными (ст. 23 ТК). Так, в ходе проверок часто устанавливается, что некоторые условия, включенные в трудовые договоры с работниками, ухудшают правовое положение работников.

Пример 2

Отдельные пункты контракта, заключенного с работником, ухудшают его положение по сравнению с законодательством:

  • пунктом 2.1.12 контракта определено, что работник обязуется проходить аттестацию не реже одного раза в 3 месяца;
  • пунктом 2.3.8 контракта определено, что наниматель имеет право понижать работника в классе (должности) за нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
  • пунктом 6.5 контракта установлен размер компенсации (три среднемесячные заработные платы), которую работник обязан выплатить нанимателю в случае досрочного расторжения контракта по инициативе работника (при отсутствии вины Нанимателя в неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта);
  • пунктом 7.1 определено, что споры и разногласия, возникающие из контракта или в связи с ним, не подлежат рассмотрению и разрешению в суде.

Указанные условия контракта не соответствуют не только Типовому положению об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденному постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 октября 1996 г. № 84, и ст. 23 ТК, но и Конституции Республики Беларусь, гарантирующей гражданам судебную защиту прав и законных интересов. Кроме того, в трудовых договорах с вновь принимаемыми работниками предусматривается условие о выплате им части тарифной ставки в период срока действия предварительного испытания. Условие о предварительном испытании должно быть предусмотрено в трудовом договоре (ст. 28 ТК). Таким образом, правовой статус работников, принятых с предварительным испытанием, не отличается от правового статуса иных работников.

В отдельных случаях нанимателями не принимается во внимание то обстоятельство, что в соответствии со ст. 28 ТК не допускается установление предварительного испытания работникам, не достигшим 18 лет; молодым рабочим по окончанию профессионально-технических учебных заведений; молодым специалистам по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидам; временным и сезонным работникам; при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю; при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов. В случае выявления данного нарушения государственным инспектором труда выносится решение о том, что данные работники приняты на работу без предварительного испытания.

Заключение контракта

Поскольку контрактная форма найма приобретает все большую популярность, необходимо уделить некоторое внимание нарушениям, допускаемым нанимателями при заключении, продлении, перезаключении и прекращении контракта, в т.ч. в связи с истечением срока действия.

 Право заключения контрактов с работниками предоставлено нанимателям Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (с изменениями и дополнениями).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (13), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.