№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Обжалование и опротестование постановления о наложении административного взыскания

Рубрика «К вам пришла проверка»

ДЕНИС КОВАЛЬКОВ, юрист

Порядок обжалования и опротестования вынесенного по делу об административном правонарушении постановления о наложении административного взыскания (далее — постановление) регламентирован гл. 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), вступившего в силу с 1 марта 2007 г. В отличие от законодательства об административных правонарушениях, действовавшего до указанной даты, ПИКоАП дает возможность обжаловать постановление в два этапа. Первый —постановление еще не вступило в силу, второй — после вступления постановления в силу и, соответственно, начала его исполнения. Причем обжалование постановления на втором этапе возможно, даже если постановление уже исполнено (отмена постановления с прекращением дела повлечет за собой возврат уплаченных денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением, а при невозможности возврата конфискованного предмета будет возмещена его стоимость).

Право обжаловать постановление имеют лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевший (при его наличии), их представители, защитник. Защиту прав и законных интересов должностного или иного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в отношении которого ведется административный процесс (в т.ч. вынесено постановление), осуществляет защитник, которым может выступать только адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. А вот оказание юридической помощи индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу осуществляют их представители, которыми могут быть любые лица (в силу полномочий, закрепленных в законодательстве (например, руководитель организации), учредительных документах организации или выданной доверенности).

Опротестование постановления осуществляется прокурором.

Обжалование постановления, не вступившего в законную силу

Орган, в который подается жалоба

Жалоба (кроме жалобы на постановление, вынесенное судом) может быть подана либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд. Постановление, как правило, выносится от имени государственного (например, налогового) органа. Поэтому, если такое постановление вынесено, например, заместителем начальника инспекции МНС по району, то жалоба должна быть подана в инспекцию МНС по области (г. Минску) (как в вышестоящий орган), а не начальнику инспекции МНС по району (как вышестоящему должностному лицу).

Постановление суда может быть обжаловано в вышестоящий суд. При этом областной, Минский городской суды рассматривают жалобы на постановления районных (городских) общих судов, а Высший Хозяйственный Суд — на постановления хозяйственных судов области (г. Минска).

Именно указанные органы будут рассматривать жалобу (их нужно указать в качестве адресатов), но направить жалобу следует в суд или орган, вынесший постановление. Именно последний направит поступившую жалобу в течение 3 суток вместе с делом в суд или иной орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее. Соблюдение этого правила важно и для того, чтобы орган, вынесший постановление, не начал (несмотря на подачу жалобы) процедуру его исполнения. Ведь подача жалобы в установленный срок «отодвигает» срок вступления в силу постановления и, соответственно, его исполнения до ее рассмотрения.

Поскольку в Республике Беларусь функционируют как общие, так и хозяйственные суды, важно определить, в какой именно суд должна быть подана жалоба на постановление, вынесенное несудебным органом.

Если речь идет о постановлении, вынесенном в отношении должностного лица или другого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, то жалоба будет рассматриваться районным (городским) общим судом. Он же рассматривает жалобы на постановления, вынесенные в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц за отдельные административные правонарушения, перечисленные в ч. 1 ст. 12.3 ПИКоАП, в частности за правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (за исключением ч. 1 ст. 9.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП)), против собственности, против порядка таможенного регулирования, против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, против здоровья населения, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов, против порядка архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства, против порядка управления (за исключением ч. 1 ст. 23.45, ст. 23.57, 23.67 КоАП).

Жалобы на постановления, вынесенные в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц за все иные, не перечисленные в ч. 1 ст. 12.3 ПИКоАП правонарушения, рассматриваются хозяйственными судами, в частности за правонарушения против порядка налогообложения, в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, предпринимательской деятельности.

Государственная пошлина за подачу жалобы и распределение судебных расходов

Судебный порядок обжалования постановления (в отличие от несудебного) является платным. С жалоб, подаваемых в суд, взимается государственная пошлина, ставки которой установлены в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574. Так, государственная пошлина взимается с жалоб на постановления о наложении взыскания в виде штрафа в размере:

  • менее 10 базовых величин (БВ) — 0,5 БВ;
  • от 10 до 100 БВ — 2 БВ;
  • более 100 БВ — 3 БВ.

С жалоб на постановления о наложении иных, кроме штрафа, административных взысканий взимается пошлина в размере 1 БВ.

Распределение судебных расходов, связанных с рассмотрением жалоб (протестов), подаваемых в суд на постановления, производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Это означает, в частности, что должностному лицу, подавшему жалобу, в пользу которого состоялось решение, суд присуждает за счет вынесшего постановление государственного органа возмещение всех понесенных им судебных расходов по делу (например, расходов по уплате государственной пошлины, оплате помощи представителя, адвоката, по проезду и найму жилых помещений, расходов, понесенных в связи с явкой в суд), даже если этот орган был освобожден от уплаты таких расходов в доход государства. Если жалоба удовлетворена частично, то указанные суммы присуждаются лицу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, а государственному органу (с лица, подавшего жалобу) — пропорционально той части требований, в которой жалоба не удовлетворена. Если  вышестоящий  суд изменит состоявшееся решение или вынесет новое, он соответственно изменяет распределение судебных расходов. Независимо от  результатов рассмотрения дела суд может обязать недобросовестную сторону возместить судебные расходы другой стороне, если они вызваны уклонением от объяснений, дачей ложных объяснений, сокрытием, а также слишком поздним предъявлением доказательств или иными недобросовестными либо заведомо неправильными действиями (ст. 135 и 139 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).

           Срок для подачи жалобы

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления или со дня вручения или получения им копии постановления (последнее касается ситуаций, когда лицо отсутствовало при рассмотрении дела об административном правонарушении). Как исключение — жалоба на постановление о наложении взыскания в виде административного ареста, которая может быть подана в течение 5 суток с указанной даты.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (22), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.