Согласно требованиям ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 3321-XII) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Действие Закона № 3321-XII распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в т.ч. представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее — организации), с учетом особенностей, определяемых в соответствии с ч. 3 и 4 настоящей статьи.
Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54 (далее — Методические указания № 54), устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий (учреждений) и оформления ее результатов. Под предприятием (учреждением) в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Республики Беларусь (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.
Для целей Методических указаний № 54 под финансовыми обязательствами организации понимается кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и другие финансовые пассивы.
В Законе № 3321-XII с 1 января 2007 г. применяются следующие основные понятия и их определения:
обязательства — задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала;
пассивы — обязательства и капитал организации.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации. Эти условия закрепляются либо в учетной политике организации либо в другом внутрифирменном документе, являющимся приложением к учетной политике.
График инвентаризации должен учитывать требования законодательства по случаям ее проведения и периодичности по конкретному объекту инвентаризации. Он составляется главным бухгалтером совместно с заинтересованными лицами и службами на год. В графике должны быть указаны сроки начала и окончания инвентаризации отдельных объектов, продолжительность каждого этапа организации и проведения инвентаризации, разграничены обязанности рабочих комиссий, урегулированы взаимоотношения рабочих комиссий и постоянно действующей комиссии. Этот документ может быть оформлен в виде схемы, таблицы, текста или их сочетания.
Основными документами, устанавливающими случаи, когда обязательно проводить инвентаризацию, являются Закон № 3321-XII и Методические указания № 54. Требования этих документов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Статья 12 Закона № 3321-XII |
Пункт 1.4 Методических указаний № 54 |
При передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже |
|
При реорганизации или ликвидации (упразднении) организации |
При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения) |
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности |
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности |
При смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц |
При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица |
При выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества |
При установлении фактов хищения, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие) |
В случае возникновения ситуаций непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств |
|
В иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь |
|
По решению контролирующих органов, судебных и иных уполномоченных на то органов |
По решению контролирующих органов, судебных и иных уполномоченных на то органов |
Как видно, только перед составлением годовой бухгалтерской отчетности можно заранее спланировать проведение инвентаризации.
Проведение инвентаризации можно представить в виде следующей последовательности:
- Планирование и подготовка к инвентаризации.
- Проведение инвентаризации.
- Проведение предварительных результатов инвентаризации.
- Подведение окончательных результатов инвентаризации.
- Выявление фактического наличия от данных бухгалтерского учета.
- Выводы и предложения комиссии.
- Решение руководителя по результатам инвентаризации.
- Выполнение решений и требований руководителя по результатам инвентаризации.
Обязательства — отражаемые в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в т.ч. ее работниками и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций. Основная особенность инвентаризации расчетов заключается в том, что остатки по счетам подтверждаются документально. От момента возникновения задолженности до ее закрытия проходит время, в течение которого задолженность может изменить свой вид (см. рисунок).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (24), декабрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.