В Республике Беларусь установлены типовые формы первичной учетной документации по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, определен порядок применения каждого документа[1]. Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК) в отношении рабочего времени установлены обязанности для субъектов трудового договора (см. табл. 1).
Таблица 1.
Обязанности субъектов трудового договора по рабочему времени
Обязанность нанимателя
|
Обязанность работника
|
Наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее (ст. 133 ТК)
|
До начала работы каждый работник должен в порядке, установленном нанимателем, отметить свой приход, а по окончании — уход (ст. 133 ТК)
|
Наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени (ст. 132 ТК)
|
Работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей (ст. 132 ТК)
|
Порядок учета явки работников на работу и ухода с нее устанавливается внутрифирменным документом (правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работ (сменности), графиками отпусков, положениями и инструкциями по охране труда и технике безопасности, коллективными договорами, соглашениями и др.) и зависит от способа контроля за своевременным началом и окончанием работы и использованием времени в течение рабочего дня (см. рис. 1).
В соответствии со ст. 133 ТК учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени установленной формы, в годовых табельных карточках и других документах.
Оформление Табеля учета рабочего времени
В настоящее время для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего времени, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду применяются две типовые формы учета использования рабочего времени:
- Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма № Т-12);
- Табель учета использования рабочего времени (форма № Т-13).
Табель учета использования рабочего времени ведется тем работником (далее — ответственное лицо), у которого это предусмотрено в должностной инструкции.
Для отражения использования рабочего времени за каждый день в табеле (в форме № Т-12 — гр. 3, 5; в форме № Т-13 — гр. 3) отведено две строки — одна для отметок условных обозначений видов затрат рабочего времени, а другая — для записи количества часов по ним. Учет использования рабочего времени осуществляется в Табеле одним из следующих способов:
- методом сплошной регистрации явок и неявок на работу;
- путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т.д.).
Табель учета использования рабочего времени составляется в одном экземпляре ответственным лицом. При его оформлении следует учитывать, что рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) (ст. 110 ТК).
Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время.
В составе отработанного времени отдельно учитывается время сверхурочных работ, повременной работы сдельщиков, служебных командировок и работы по совместительству.
В составе неотработанного времени выделяются оплачиваемое и неоплачиваемое время, а также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины.
Фактическое рабочее время учитывается с момента явки работника на место выполнения работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).
Как фактически отработанное должно учитываться время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом.
В фактическое время не входит и не учитывается время проезда от места жительства до места постоянной работы (постоянного сбора) и обратно, время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, переодевание перед началом и после окончания работы, регистрацию при уходе.
Время внутрисменных простоев учитывается начиная с пяти минут.
Время занятости работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.
Отметки в Табеле учета использования рабочего времени о причинах неявок на работу или о работе неполный рабочий день, о работе в сверхурочное время и других отступлениях от нормальных условий работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей и т.д.). Эти документы должны храниться в соответствии с архивными сроками хранения. При оформлении Табеля учета использования рабочего времени используются следующие условные сокращения (см. табл. 2).
[1] Документальное оформление трудовых отношений между работником и нанимателем и операций по расчетам с персоналом по заработной плате см. «Заработная плата». 2006. № 11. С. 102–107.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (14), февраль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.