№ 3, март 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Оплата труда водителей служебных легковых автомобилей коммерческих организаций

Рубрика «Расчеты и начисления»

ЮРИЙ ПОБЕДИНСКИЙ, заместитель начальника отдела экономики и финансов РУП «Миноблавтотранс» НИКОЛАЙ СВИРИД, экономист

Стандартом СТБ 1277-201 «Транспорт дорожный» и Инструкцией по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов служебного легкового автомобиля типовых форм 6 и 7, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2000 г. № 31 (с изменениями и дополнениями), определено, что к служебным легковым автомобилям относятся легковые автомобили вместимостью до 9 мест, включая место водителя, используемые в служебных целях. При использовании легкового автомобиля в служебных целях водителю выписывается путевой лист одной из указанных форм.

Путевой лист типовой формы 6 выдается при необходимости обслуживания одного или нескольких заказчиков в течение одного дня, а типовой формы 7 — при необходимости обслуживания одного заказчика в течение нескольких дней.

Использование форм путевых листов служебного легкового автомобиля, отличных от типовых форм 6 и 7, запрещается.

При введении условий оплаты труда водителей автомобилей наниматели должны руководствоваться:

  • ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), предусматривающей, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч.  дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», установившем, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 г. № 17», которым предусмотрено осуществлять введение условий оплаты труда на основе коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам применения этой тарифной сетки;
  • иными нормативными правовыми актами, регламентирующими условия оплаты труда работников коммерческих организаций.

В практике организации оплаты труда водителей служебных легковых автомобилей используется, как правило, повременная премиальная система.

         Определение окладов

Месячный оклад водителя (Ом) определяется исходя из тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации (С), и кратных ее размеров (Кр), предусмотренных приложением 3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция):

Ом = С ´ Кр.

В Инструкции кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда водителей легковых автомобилей дифференцированы в зависимости от величины рабочего объема двигателя автомобиля.

Приведем кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда в разрезе марок автомобилей и определим оклады водителей (табл. 1).

Установленная в организации тарифная ставка 1-го разряда составляет 165 000 руб.

Определение окладов водителей автомобилей

Таблица 1

Класс и марка автомобиля

Рабочий объем двигателя, л

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда

Месячный оклад, руб.

(гр. 3 ´ 165 000 руб.)

1

2

3

4

Особо малый и малый

до 1,8

 

 

   Mazda 323

1,5

2,08

343 200

   Audi A4

1,6

2,08

343 200

Средний

от 1,8 до 3,5

 

 

   Mercedes E220

2,2

2,12

349 800

   ГАЗ 3102 «Волга»

2,3–2,5

2,12

349 800

Большой

3,5 и более

 

 

  Ford Taurus

3,8

2,22

366 300

  BMW 745

4,5

2,22

366 300

Месячный оклад водителей автомобилей Mazda 323 и Audi A4 равен: 2,08 ´ 165 000 руб. = 343 200 руб.; Mercedes E220 и ГАЗ 3102 «Волга» — 2,12 ´ 165 000 руб. = 349 800 руб.; Ford Taurus и BMW 745 — 2,22 ´ 165 000 руб. = 366 300 руб.

          Начисление тарифной части заработка

Согласно ст. 61 ТК оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем.

В соответствии с п. 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (далее — Положение), рабочее время водителей, которым может быть установлен ненормированный рабочий день, учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах).

При полной отработке месячного количества рабочих дней заработная плата водителю (З) начисляется в размере месячного оклада, а при недоработке — пропорционально количеству отработанных дней по формуле

З = Ом / Крд ´ Код,

где Ом — месячный оклад водителя;

Крд — количество рабочих дней в месяце согласно графику работы;

Код — количество отработанных дней в месяце.

Пример 1

Водитель автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» за месяц отработал 15 рабочих дней против 20, предусмотренных графиком работы.

Система оплаты труда — простая повременная. Месячный оклад водителя –– 349 800 руб.

Сумма начисленной ему за месяц заработной платы составит:

З = 349 800 руб. / 20 дней ´ 15 дней = 262 350 руб.

Заработная плата водителю может начисляться по часовой тарифной ставке за отработанные часы.

При отработке месячной расчетной нормы часов заработная плата водителю начисляется в размере месячного оклада, а при недоработке — пропорционально количеству отработанных часов по формуле

 З = Сч ´ Коч , 

где Сч — часовая тарифная ставка, руб.;

Коч — количество фактически отработанных часов в этом месяце.

Часовая тарифная ставка водителя определяется в порядке, предусмотренном Разъяснением о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 октября 1999 г. № 133, т.е. делением месячного оклада на среднемесячное количество расчетных рабочих часов (Ксч) в году:

Сч = Ом / Ксч.

Пример 2

Водитель автомобиля Audi A4 отработал за месяц 170 ч при месячной расчетной норме, предусмотренной графиком работы, 176 ч. Месячный оклад водителя составляет 343 200 руб. Оплата труда — простая повременная. Водитель работает в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели. Согласно постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 октября 2006 г. № 116 для указанной недели в 2007 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени равна 168 часам (2016 ч / 12 месяцев).

Часовая тарифная ставка водителя равна 343 200 руб. / 168 ч = 2042,9 руб.

Месячная заработная плата водителя составит:

З = 160 ч ´ 2042,9 руб. = 347 293 руб.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (15), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.