№ 3, март 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Условия проведения погрузочно-разгрузочных работ

Рубрика «Гарантии и компенсации»

В.П. КЛЯУЗЗЕ, заведующий отделом комплексных проблем управления условиями труда НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1) к работам, выполняемым грузчиком, относятся:

  • погрузка, выгрузка и внутрискладская переработка грузов (сортировка, укладка, переноска, перевеска, фасовка и т.д.) вручную с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки (тачек, тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов);
  • открывание и закрывание люков, бортов, дверей подвижного состава;
  • установка лебедок, подъемных блоков, устройство временных скатов и других приспособлений для погрузки и выгрузки грузов;
  • крепление и укрытие грузов на складах и транспортных средствах;
  • очистка подвижного состава после произведенной выгрузки груза;
  • чистка и смазка обслуживаемых погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспортировки;
  • переноска щитов и трапов.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться требования:

  • Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173;
  • Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;
  • Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45;
  • Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52;
  • Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70;
  • Порядка проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33;
  • других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ назначается ответственный за их безопасное проведение.

К выполнению погрузочно-разгрузочных и складских работ допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Работники, допущенные к работе с электрооборудованием (электрическими талями, кран-балками и т.п.), должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

При переноске тяжестей грузчиком (мужчины старше 18 лет) допускается максимальная нагрузка 50 кг, больший груз должны поднимать и перемещать не менее двух человек (мужчин). Имеется в виду разовый вес груза. Введение ограничения (50 кг) вызвано требованиями безопасности при ручном перемещении грузов. Поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза.

Такая работа считается тяжелой, поэтому при оплате труда грузчиков следует применять коэффициенты, установленные Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь, предусмотренные для соответствующих видов работ. Отдельные профессии рабочих (уборщики, гардеробщики, дворники, кладовщики, грузчики, водители, лифтеры и др.) Единой тарифной сеткой по разрядам не тарифицируются. Для расчета их тарифных ставок (окладов) установлены кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда согласно приложению 3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123. Для грузчиков[1] как рабочих, не тарифицируемых по разрядам, установлены кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифных ставок (окладов):

 при погрузке (разгрузке) угля, угольного брикета, креозота, асбеста, негашеной извести, минеральной ваты, цемента; при погрузке (разгрузке) в суда вредных для здоровья грузов, смерзшихся грузов и грузов с весом одного места свыше 50 кг

2,08

при погрузке (разгрузке) в железнодорожные вагоны, автомобили и другой подвижной состав вредных для здоровья грузов, смерзшихся грузов и грузов с весом одного места свыше 50 кг; при погрузке (разгрузке) в суда остальных грузов, а также всех грузов в воздушные суда

1,95

при погрузке (разгрузке) в железнодорожные вагоны, автомобили и другой подвижной состав остальных грузов; на внутрискладской переработке грузов

1,78

Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах:

 

1-го класса

2,48

2-го класса

2,31

3-го класса

2,20

4-го класса

2,08

Нормирование труда рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а также для планирования численности рабочих производится в соответствии с Межотраслевыми нормами времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, в основу которых положены:

  • Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы;
  • изменения и дополнения к Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 17 июля 1990 г. № 289/12–13.

Нормами учтено время на подготовительно-заключитель­ные работы, обслуживание рабочего места, технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки-выгрузки грузов, отдых и личные надобности. В норму включено и отдельно не оплачивается время выполнения следующих работ:

  • подкатка и откатка груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава по фронту погрузки (выгрузки, сортировки), перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов;
  • подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки) груза;
  • накладка и снятие закруток с дверей вагона, контейнера, открывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, дверей камер холодильников, крепление (без заготовки крепления) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и автотранспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, дополнительное крепление люков, крытых вагонов при перевозке грузов, кроме навалочных, подбивка клиньев и установка готовых стоек в гнездах и скобах подвижного состава, укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в места хранения, очистка подвижного состава (за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава), установка (снятие) реек, решеток и стеллажей;
  • установка (снятие) и крепление хлебных щитов и других дверных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на расстояние до 50 м с укладкой в штабель;
  • подноска (подвозка) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т.п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т.п.) к месту работы и относка (отвозка) их после работы к месту хранения на расстояние до 50 м;
  • подноска (подвозка) брезента к месту укрытия грузов (к бунтам), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т.п. и относка (отвозка) его к месту хранения на расстояние до 50 м;
  • укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке (выгрузке) зерна и других грузов, а также его свертывание и относка;
  • подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ, очистка снега с контейнеров перед погрузкой груза;
  • сепарирование грузов — отделение одной партии груза от другой на складе и в подвижном составе;
  • экипировка погрузочно-разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т.п.);
  • смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов);
  • смена спецодежды, респираторов и т.п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека;
  • передвижка и установка транспортеров, самоподавателей, вагонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных погрузочно-разгрузочных машин в пределах одного склада или рабочей зоны на расстояние до 10 м;
  • кантовка катно-бочковых грузов, установка на упоры и крепление на месте складирования;
  • взвешивание мяса в процессе погрузки (выгрузки) на врезных и подвесных весах;
  • передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов;
  • перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или автомобиля, разравнивание навалочных, зерновых грузов россыпью в подвижном составе;
  • подкатка вручную прицепных тележек к аккумуляторным тележкам на расстояние до 5 м;
  • укладка тарно-штучных грузов на высоту не выше 1,6 м;
  • установка автокранов на аутригеры;
  • уборка своего рабочего места после окончания работы;
  • очистка габарита пути при разгрузке навалочных грузов.

Нормами времени на выгрузку грузов из полувагонов с повышенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков после выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона устанавливается норма времени 0,025 чел.-ч.

При погрузке (выгрузке) грузов в полиэтиленовых мешках нормы времени увеличиваются на 10 %.


[1] Нанимателем на основании коллективного договора, соглашения могут устанавливаться кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда грузчиков с уменьшением их до 20 %.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (15), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.