№ 4, апрель 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Комментарии к последним изменениям в законодательстве

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Указ Президента от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»

С 1 июля 2007 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Указ, Указ № 119), которым значительно изменен действующий порядок налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренный Законом от 31 декабря 1997 г. № 121-З «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Поскольку опыт многих лет, в течение которых испытывалась на практике названная система, показал ее жизнеспособность и популярность среди субъектов малого предпринимательства, все большее число небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей прибегают к ее использованию в налоговых отношениях с государством. В то же время признавая откровенное преимущество упрощенного налогообложения для отдельных категорий плательщиков, необходимо отметить и его слабые стороны. Например, много нареканий среди плательщиков вызывает совмещение двух процедур, сопровождающих уплату налога: получение патента (документ, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения), годовая стоимость которого определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2005 г. № 943 и зависит от вида деятельности претендента, и уплата непосредственно налога, установленного в размере 10 % от валовой выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций за отчетный период.

Выдача патента преследует две цели — разрешительную, в соответствии с которой плательщик имеет право применять упрощенную систему налогообложения, а налоговый орган контролировать его деятельность, а также  своевременность и полноту уплаты налога, и фискальную, заключающуюся в том, что ежемесячно в счет годовой стоимости патента плательщик обязан погашать 1/12 ее часть. Несмотря на то, что эти платежи засчитываются в счет будущих обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения в пределах календарного года, и, как правило, не превышают их размера, все же случаются и иные варианты, когда стоимость патента не покрывается налогом. В таком случае перерасчеты не производятся, и размер уплаченной суммы по патенту превышает 10 процентную ставку налога. К неудобствам этой системы следует отнести разные сроки внесения платежей — по патенту ежемесячно, не позднее 22-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности; по налогу — сначала представляется его расчет с учетом оплаченной годовой стоимости патента, исчисленной нарастающей суммой с начала года до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом), сами платежи по налогу вносятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Указом № 119 названная процедура упрощена и выдача патента как документа, подтверждающего право на переход на упрощенную систему налогообложения, не предусмотрена. В то же время сама система налогообложения при сохранении основополагающих принципов ее введения и существования (замена уплаты налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды), стала более жесткой. Прежде всего, сокращен перечень плательщиков налога. Например, в соответствии с названным выше Законом в настоящее время не могут применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся такими видами деятельности как производство подакцизных товаров, производство и (или) реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней, организация и проведение игорных и развлекательных мероприятий, занимающиеся банковской деятельностью, страховой деятельностью, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации и индивидуальные предприниматели — участники договора о совместной деятельности. Указом этот перечень дополнен организациями и индивидуальными предпринимателями, которые занимаются лотерейной деятельностью, туристической деятельностью, риэлтерской деятельностью, деятельностью в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и индивидуальные предприниматели от деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В ином порядке будут применяться критерии определения валовой выручки, от размера которой зависит право на применение упрощенной системы налогообложения. Если организация или индивидуальный предприниматель занимаются видами деятельности, которые не входят в указанный выше перечень, они могут перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении одновременно следующих условий: выдержаны критерии средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого предполагается применение этой системы. При этом, если расчет средней численности работников за каждый месяц не изменился (в списочную численность включаются численность внешних совместителей и лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, а также работников в филиалах, представительствах либо иных обособленных подразделениях организаций), то индивидуальные предприниматели должны иметь ввиду, что валовая выручка определяется не в базовых величинах, а выражена в твердой сумме: не более 450 млн. руб.; свыше 450 млн. руб., но не более 1500 млн. руб. Применять упрощенную систему налогообложения могут и организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15 до 100 человек включительно, если размер их валовой выручки не превысил 1500 млн. руб. Несмотря на то, что в Положении об упрощенной системе налогообложения, утвержденном Указом № 119, не приведена система расчета валовой выручки, из определения налоговой базы можно сделать вывод о том, что исчисление доходов в т.ч. от внереализационных операций как и прежде будет осуществляться с использованием механизма, установленного при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. При расчете налоговой базы в нее не могут включаться выручка от продажи иностранной валюты, выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) по деятельности, подлежащей обложению единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, сумма НДС, предъявленного покупателям и оплаченного ими, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, — для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему и уплачивающих НДС

Указом № 119 изменены ставки налога — ставка 10 % сохранена для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС. Налог со ставкой 8 % установлен для плательщиков, НДС уплачивающих. При этом НДС уплачивается при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности не менее одного календарного года и в отношении всех объектов обложения этим налогом, при подаче соответствующего заявления в налоговый орган по месту постановки на учет. При несоблюдении этого условия налог уплачивается в общеустановленном порядке, т.е. по ставке 10 %. И еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание при выборе данной системы налогообложения. Даже являясь плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения организации и индивидуальные предприниматели обязаны будут сохранить общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, государственной пошлины, регистрационных и лицензионных сборов, оффшорного сбора, гербового сбора, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд соцзащиты населения, НДС, за исключением организаций, средняя численностью работников в которых за каждый месяц не превышающей 15 человек, и индивидуальных предпринимателей при размере их валовой выручки не более 450 млн. руб.

В качестве особенностей Указа необходимо отметить гибкий подход к установлению порядка налогообложения в зависимости от категории плательщиков, места их регистрации и социальной роли в обществе. Например, для плательщиков (кроме занимающихся торговой посреднической деятельностью), осуществляющих свою деятельность в сельской местности, преобразованных (подлежащих преобразованию) в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150, в агрогородках, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. чел. (по перечню, который предстоит утвердить Правительству), установлена дифференцированная более низкая ставка налога при упрощенной системе налогообложения: 5 % для плательщиков, не уплачивающих НДС, и 3 % уплачивающим НДС. При установлении данной льготы будет иметь значение уровень безработицы в данном населенном пункте, наличие градообразующей организации (для поселка городского типа или города районного подчинения), расположение населенного пункта в зонах радиоактивного загрязнения (зонах с правом на отселение). Установлены и другие ограничения при применении сниженных ставок налога.

Бухгалтерский учет для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, упразднен, кроме плательщиков, уплачивающих НДС и унитарных предприятий и хозяйственных обществ. Однако для них предусмотрено ведение книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, в которой отражаются сведения необходимые для обязанностей налоговых агентов, упрощенный учет стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива; учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения; учет расходов, производимых за счет средств этого Фонда. Такая информация впоследствии будет учитываться при проведении аудиторских проверок, при опубликовании отчетности акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.

По-иному Указом изложена процедура перехода на упрощенную систему налогообложения. У индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в связи с этим появляется меньше шансов для маневра в случае изменения решения в течение календарного года. Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы только с начала календарного года, за исключением тех плательщиков, которые прошли государственную регистрацию в году, в котором они начинают использовать эту систему. В отношении всех остальных плательщиков установлено жесткое правило, которое гласит, что для осуществления перехода на упрощенную систему налогообложения, они должны подать об этом намерении заявление в налоговый орган в строго определенный период (с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение этой системы). Исключения предусмотрены только на переходный период от применения норм Закона к нормам Указа. Эти исключения условно можно разделить на несколько случаев:

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (16), апрель 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.