№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Комментарий к изменениям законодательства, касающегося оплаты труда руководителей и предоставления служебного жилья

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Постановление Министерства труда и социальной защиты от 26 марта 2007 г. № 47 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122 и от 17 февраля 2005 г. № 13»

За последние несколько лет неоднократно изменялось законодательство в области оплаты труда руководителей организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в связи с необходимостью максимально увязать заработную плату этой категории работников с заработной платой работников конкретной организации и отрасли в целом, а также с определенными показателями, являющимися приоритетными для экономики республики. В этой связи Советом Министров было принято постановление от 25 июля 2002 г. № 1003, которое установило условия оплаты труда таких руководителей: коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от форм собственности, и средней заработной платы по организации, рассчитываемый нарастающим итогом с начала года в пределах максимального его значения 3,5; установление системы надбавок, доплат, показателей премирования, других выплат.

Условия оплаты труда для организаций, работающих стабильно и имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, установлены отдельно. Особенности предусмотрены и для организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество. В то же время существуют и общие для всех этих организаций условия оплаты руководителей, которые не могут быть изменены органом, заключающим контракт. К ним можно отнести обязательное применение при расчете тарифного должностного оклада тарифной ставки 1-го разряда, установленной по организации в целом, тарифного коэффициента; финансово-экономические показатели работы организации, включая обособленные подразделения; выполнение нормативов запаса готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства; соблюдение предельного норматива прекращения обязательств без поступления денежных средств; сокращение доли просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме по сравнению с началом отчетного года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578 «О дополнительных мерах по обеспечению бесперебойного снабжения народного хозяйства и населения республики энергоресурсами» установлен жесткий контроль за безусловной оплатой потребителями текущего использования природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива. В качестве меры, стимулирующей к выполнению этого постановления, был введен запрет на выплату всех видов премиальных вознаграждений и надбавок к должностным окладам руководителям и специалистам организаций, не обеспечивающих 100-процентную ежемесячную оплату текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива и соблюдение согласованных с газо- и энергоснабжающими организациями графиков погашения отсроченной в установленном порядке задолженности за потребленные энергоресурсы.

Каждое новое постановление Правительства, которым менялись нормы постановления № 1003, устанавливало значительно более гибкие условия оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, стимулируя тем самым их заинтересованность в развитии конкретных юридических лиц. Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 125 (далее — постановление № 125) были внесены изменения в оба указанных выше акта Совета Министров. Были сохранены тенденции усиления требований к составу оплаты труда руководителей и сняты ограничения по снижению либо лишению премий руководителей за неуплату ежемесячно потребления природного газа и иных видов энергии и топлива.

Так как в связи с принятием постановления № 125 Министерство труда и социальной защиты было наделено правом давать разъяснения по его применению, постановлением от 26 марта 2007 г. № 47 (далее — постановление № 47) оно внесло ряд изменений в свои постановления от 20 сентября 2002 г. № 122 (далее — постановление № 122) и от 17 февраля 2005 г. № 13 (далее — постановление № 13), которые были изданы в развитие постановления № 1003.

Прежде всего, отметим те изменения, которые появились в Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением № 122 (далее — Инструкция). В п. 10 Инструкции приводится перечень обязательных оснований для снижения либо лишения премий руководителей. В качестве обязательного основания для лишения премии рассматриваются реализация продукции (работ, услуг), не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасного труда в организациях, возглавляемых этими руководителями. Как дополнительное условие, влекущее за собой обязательное снижение либо лишение премии, постановлением № 125 предусматривается необеспечение нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива. Кроме того, все виды выплат стимулирующего характера (надбавки за сложность и напряженность, увеличение объемов управленческого труда, за высокие достижения в труде; премии по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации; дополнительные премии из прибыли; специальные виды премий за внедрение новых видов техники и технологии, вознаграждение по итогам работы за год) выплачиваются руководителям в зависимости не только от результатов финансово-хозяйственной деятельности, но и от обеспечения ими своевременной оплаты текущего потребления энергоносителей. Конкретные размеры этих выплат будут согласовываться органом, заключившим контракт.

В то же время следующие виды дополнительных выплат, осуществляемых из прибыли, оставшейся после налогообложения, выплачиваются только при соблюдении установленного предельного норматива средств, направляемых на оплату труда, сверх включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и учитываются при ценообразовании и налогообложении:

  • за перевыполнение плановых заданий по прибыли (рентабельности), полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), увеличение численности работников, принятых на дополнительно введенные рабочие места, выполнение отраслевых мероприятий по снижению материалоемкости и общих затрат на производство продукции и другие установленные показатели;
  • за перевыполнение доведенных целевых показателей организациями, имеющими высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли;
  • за внедрение новых видов техники и технологии, увеличение выпуска экспортной продукции, освоение новых видов продукции, экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов, ввод в действие новых мощностей и объектов;
  • вознаграждение по итогам работы за год;
  • материальная помощь, как правило, при предоставлении трудового отпуска;
  • ежемесячные доплаты за ученые степени кандидата наук и доктора наук;
  • единовременные выплаты в связи с юбилейными датами организаций, профессиональными праздниками, юбилейными датами рождения руководителей, праздничными днями (Днем защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь и Днем женщин, увольнением руководителей в связи с их уходом на пенсию).

Такой показатель, как отсутствие задолженности за потребленные энергоресурсы, на указанные выплаты не влияет. Таким образом, требование о том, что все выплаты из прибыли могут производиться только при отсутствии задолженности за потребленные энергоресурсы, из Инструкции исключено.

Как существенные можно расценить изменения, включенные в п. 4 Инструкции, касающиеся определения тарифных должностных окладов руководителей. По действующей в настоящее время системе тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты устанавливаются в зависимости от списочной численности работающих по определенной шкале, приведенной в приложении к Инструкции. На практике министерства, организации и специалисты по-разному трактуют понятие «списочная численность», используемое для тарификации руководителей. В связи с этим постановлением № 47 под этим термином предложено понимать списочную численность по организации в целом, включая обособленные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия. В настоящее время в деятельности организаций реального сектора экономики появилось нормативное регулирование, касающееся установления конкретного периода, на который руководителям определяется должностной оклад, образованный с учетом повышений в зависимости от выполнения показателей, предусмотренных контрактом, по итогам работы организации за отчетный квартал. При этом органу, заключающему контракт с руководителем, предлагается устанавливать повышенный должностной оклад на квартал, следующий за отчетным кварталом. Так как повышения устанавливаются отдельно по каждому основанию, при невыполнении всех показателей и условий руководителю восстанавливается его расчетный должностной оклад, повышенный на основании подп. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 (в контракт включены такие обязательные условия, как дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч. предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней; повышение тарифной ставки не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).

Некоторые изменения касаются и других составляющих оплаты труда руководителя государственных организаций и с долей собственности в их имуществе. С соблюдением условий, предусмотренных Инструкцией, материальная помощь в размере до 1,7 должностного оклада может предоставляться по решению собственника имущества при предоставлении руководителю трудового отпуска, если в организации проводятся мероприятия по реконструкции и освоению новых производств. Упразднено ограничение, ранее предусмотренное Инструкцией, при исчислении стажа работы для установления надбавки за продолжительность непрерывной работы, обязательным требованием которого было наличие стажа работы в отрасли или организации. Орган, заключивший контракт, наделен правом самостоятельно определять стаж работы руководителя, который должен учитываться при установлении надбавки. Таким образом, помимо стажа работы в определенной отрасли или организации могут учитываться стаж работы у иных нанимателей, служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, работа на выборных должностях, период обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и т.д. Орган, заключивший контракт, также будет самостоятельно устанавливать руководителям дифференцированные размеры надбавок в зависимости от стажа работы, однако без изменения максимального размера надбавки — 20 %.

К достаточно заметным нововведениям Инструкции следует отнести появление нового механизма расчета коэффициента соотношения при поквартальном премировании руководителя, который учитывает особенности резервирования части его премий. В частности, при расчете коэффициента премии, выплачиваемые по результатам финансово-хозяйственной деятельности, дополнительные премии, выплачиваемые из прибыли, учитываются в квартале, в котором производится их выплата, и помесячно в размере 1/3; зарезервированная часть этих премий учитывается в полугодии, в котором производится ее фактическая выплата, помесячно в размере 1/6. Надо признать, что такая система расчета коэффициента соотношения средних заработных плат руководителя и по организации в целом на практике уже давно существует и успешно применяется, однако в нормативном акте закрепляется впервые.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 5 (17), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.