№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Налоговые последствия трудовой деятельности иностранных граждан в Республике Беларусь

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ЮРИЙ ВЕРЕМЕЙКО, юрист

Все более развивающиеся экономические отношения и интеграция Республики Беларусь в мировую экономику способствуют интернационализации рынка труда. Создание в Республике Беларусь предприятий с иностранным капиталом, международное сотрудничество национальных компаний приводит к тому, что в нашей стране появляется все больше работников, являющихся гражданами иностранных государств.

Принимая во внимание положения ст. 11 Конституции Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — иностранные граждане) на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Таким образом, иностранные граждане пользуются равными правами с гражданами Республики Беларусь и имеют право на труд. В то же время для реализации этого права иностранный гражданин все же должен получать соответствующее разрешение. Кроме того, предприятия Республики Беларусь и индивидуальнее предприниматели, привлекающие иностранных работников, обязаны получить специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 169-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон) осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, производится на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Аналогичные положения предусмотрены также Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Им утвержден Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, п. 26 которого предусматривает необходимость получения специального разрешения (лицензии) при осуществлении деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, выдается Министерством внутренних дел в соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1335 (далее — Положение).

В соответствии с п. 4 Положения под деятельностью, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, понимается наем иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, для выполнения работы в Республике Беларусь, предусматривающий заключение с данными иностранцами трудового договора (контракта), за исключением привлечения категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона.

Частью 2 ст. 1 Закона предусмотрено, что его положения не применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства:

а) получившим статус беженца или убежище на территории Республики Беларусь;

б) ходатайствующим о предоставлении статуса беженца или убежища в Республике Беларусь;

в) постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;

г) работающим в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, аккредитованных в Республике Беларусь, представительствах международных организаций, иностранных фирм, находящихся на территории Республики Беларусь;

д) работающим в учреждениях, созданных на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, деятелям науки и культуры;

е) священнослужителям, занимающимся религиозной деятельностью в официально зарегистрированных в Республике Беларусь религиозных организациях;

ж) обучающимся и проходящим практику в рамках программ учреждений образования;

з) аккредитованным в Республике Беларусь в качестве сотрудников зарубежных средств массовой информации;

и) приглашаемым на срок не более 90 суток для чтения курса лекций и другой учебной работы в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров;

к) трудоустраивающимся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

Согласно п. 6 Положения соискателями лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, могут являться юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, а также иностранные юридические лица, полностью или частично осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь, за исключением иностранных юридических лиц, командирующих в Республику Беларусь своих работников для проведения монтажа (шефмонтажа) поставляемого ими оборудования.

Таким образом, лицензию вправе получить:

  • юридические лица, в т.ч. иностранные;
  • индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.

Лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, не затрагивает прав организаций и индивидуальных предпринимателей заключать с иностранными организациями и гражданами, в т.ч. иностранными предпринимателями, гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг.

Так, ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

В отличие от трудового договора и соответственно трудовых правоотношений, договор подряда на выполнение работ является гражданско-правовой сделкой. Статья 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предусматривает, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 657 ГК договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.

Статьей 733 ГК предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Как видим, договоры подряда и оказания услуг не относятся к трудовым. Они являются гражданско-правовыми сделками, стороны которых, как правило, свободны в выборе способа выполнения своих обязательств по договору. В отличие от гражданско-правового договора работник, заключивший трудовой договор с нанимателем, полностью подчиняется его указаниям и распоряжениям, а также правилам внутреннего трудового распорядка. В связи с этим контрагента в гражданско-правовой сделке нельзя признать работником, а лицо, заключившее с ним договор, –– нанимателем и лицом, осуществляющим деятельность по привлечению иностранной рабочей силы. Соответственно, при его заключении не требуется получать лицензию, т.к. факт осуществления лицензируемой деятельности отсутствует.

Те же правила применимы и в случае заключения организацией или предпринимателем договора на выполнение работ или оказание услуг с иностранной организацией, которая во исполнение своих обязательств направляет в Республику Беларусь своих сотрудников. В таком случае организация не имеет правоотношений с физическими лицами, т.к. договор заключен с организацией, поэтому и не требуется получение лицензии.

Для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, соискатель лицензии либо его уполномоченный представитель должен предоставить в Министерство внутренних дел следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием:

– для юридического лица — наименования и места его нахождения;

– для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

– лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

  • копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
  • копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
  • документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
  • выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;
  • другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, а именно:

– заявление по форме согласно приложению 1 к Положению;

– проект трудового договора (контракта) с иностранцем, заверенный подписью руководителя и печатью;

   – заключение структурного подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управления внутренних дел облисполкома о возможности выдачи лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, по форме согласно приложению 2 к Положению.

Перечень указанных документов является закрытым, и требовать от соискателя лицензии представления иных документов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, государственные органы не вправе.

Лицензирование в Республике Беларусь осуществляется на возмездной основе. В соответствии с п. 37 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17, за рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии, продления срока ее действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро. За непосредственно выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро.

Получение специального разрешения

Лицо, осуществляющее деятельность по привлечению иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, должно получить специальное разрешение (лицензию) в отношении конкретного иностранного работника, временно проживающего в Республике Беларусь, а также специальное разрешение на занятие трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Последнее не является лицензией, а представляет собой самостоятельный вид разрешения.

Так, согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-ХII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан) иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При этом указано, что иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (18), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.