№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Консультация аудитора

Рубрика «Прямая линия»

В.Г. ПАСЕВИЧ, аудитор

Можно ли бухгалтеру, имеющему среднее специальное образование и стаж работы по специальности 4,5 года присвоить II категорию как специалисту среднего уровня? Документы на аттестацию были поданы, но во включении в списки на аттестационную комиссию было отказано. Это объяснили тем, что пока специалист не получит высшего образования (обучается заочно на 3-м курсе экономического университета), он не может иметь какую-либо категорию.

Для того чтобы отказ был обоснованным, необходима конкретная ссылка на нормативный документ (номер справочника, когда и кем утвержден и т.д.).

Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (с изменениями и дополнениями), установлено, что дифференциация и регулирование тарифной части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников осуществляются согласно приложениям 1–10 к Инструкции.

Распределение работников организаций по тарифным разрядам ЕТС применяется для определения тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов по профессиям рабочих, должностям руководителей, специалистов и других служащих согласно приложению 1 к Инструкции.

Именно по строке 4 определена тарификация специалистов со средним уровнем квалификации. Так, специалист без категории тарифицируется по 6–8-му тарифному разряду, специалист II категории –– по 7–9-му и специалист I категории –– по 8–10-му тарифному разряду. По этой строке определена тарификация специалистов в зависимости от уровня их квалификации и группы ставок руководителей и специалистов.

По мнению автора, бухгалтеру со средним специальным образованием можно присвоить не только II, но и I категорию.  Это вытекает из Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (с изменениями и дополнениями). Согласно п. 3 Общих положений специалисты среднего уровня квалификации — это специалисты естественных и инженерных направлений деятельности, в области финансово-экономической деятельности.

Соответствующая квалификационная категория присваивается специалистам в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принятые решения, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональные знания и др.

Организация государственной формы собственности принимает на работу специалиста по сбыту (12-й разряд). Можно ли ему установить оклад соответственно объему проданной продукции (полученной выручке)? Можно ли ему платить процент от выручки? Существует ли какие-либо ограничения при определении зарплаты?

В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (с изменениями и дополнениями), тарифные ставки (тарифные должностные оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда ЕТС, установленного работнику по его профессии или должности.

Суммы повышений и (или) уменьшений тарифных ставок (тарифных должностных окладов), предусмотренные Инструкцией, суммируются с тарифными ставками (тарифными должностными окладами) и образуют расчетную ставку (расчетный должностной оклад) по ЕТС.

Повышения по иным основаниям, предусмотренным законодательством, суммируются с расчетными ставками (расчетными должностными окладами) и образуют ставку (должностной оклад) работника, на основе которых производится дальнейший расчет заработной платы работников организаций и ИП.

Отметим, что по 12-му разряду специалист может тарифицироваться при наличии у него высшего образования и в случае отнесения организации к третьей группе ставок руководителей и специалистов (приложению 5 к Инструкции).

 Однако заработная плата работника не ограничивается должностным окладом. Согласно ст. 63 ТК наниматель имеет право иным образом стимулировать труд (работу) того или иного специалиста. Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

К таким выплатам стимулирующего характера в первую очередь следует отнести премии, начисление которых следует поставить в зависимость от объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг).

За сложность и напряженность труда специалистам могут устанавливаться различного рода надбавки. Законодательством не ограничен размер надбавки конкретному работнику. Поэтому наниматель самостоятельно определяет условия, показатели, критерии, с учетом которых работникам организации устанавливаются надбавки. Надбавка за сложность и напряженность труда устанавливается с учетом объема, характера, важности, сложности, ответственности выполняемой работы, иных факторов.

Ряд дополнительных мер стимулирования труда предусмотрен также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 1748 «О дополнительных мерах стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» (с изменениями и дополнениями).

Как правильно оплачивать труд рабочих, работающих по найму и занятых ремонтом животноводческих помещений, а также производственных объектов в растениеводстве?

Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» установлено, что оплата труда работников коммерческих организаций осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 54 разработаны и утверждены Рекомендации по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Форма оплаты труда — одна из классификаций систем оплаты труда по признаку, характеризующему основной результат труда, учитываемый при его оплате: объем выполненной работы или количество отработанного времени. По этому признаку все системы оплаты труда делятся на сдельную и повременную форму.

Сдельная форма оплаты труда — оплата труда в зависимости от его результатов, когда за каждую произведенную единицу продукции надлежащего качества устанавливается ее определенный размер — сдельная расценка.

Разновидности сдельной формы оплаты труда:

  • прямая сдельная;
  • сдельно-премиальная;
  • сдельно-прогрессивная;
  • косвенная сдельная (оплата труда, уровень которой напрямую зависит от результатов труда (работы) обслуживаемых им работников);
  • аккордная сдельная (оплата труда, размер которой устанавливается работникам не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ).

Повременная форма оплаты труда — оплата труда, величина которой определяется на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки (оклада). Различают следующие ее виды:

  • простая повременная (оплата труда на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки или оклада);
  • повременно-премиальная.

Рекомендациями предусмотрена еще коллективная система оплаты труда, в основе которой лежит учет общих коллективных результатов труда.

Выделены следующие коллективные формы и системы оплаты труда за конечные результаты труда:

  • коллективная сдельная оплата труда;
  • аккордная оплата труда;
  • косвенно-сдельная оплата труда;
  • коллективная повременная оплата с премированием рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием оборудования.

Коллективный (общий) заработок бригады распределяется только между ее членами. В распределении не участвуют руководители и специалисты.

Таким образом, организация вправе применить любую из перечисленных форм и систем оплаты труда.

По отношению к нанимателю любой работник является наемным. Из вопроса не совсем понятно, о каких именно наемных работниках идет речь. Можно предположить, что имеются в виду лица, не состоящие в штате организации. В данной ситуации  с группой привлекаемых для выполнения работ лиц целесообразно заключить договор подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).

В соответствии со ст. 663 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Цена работы определяется путем составления сметы.

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается цена работы, определенная приблизительно, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Отметим еще один немаловажный момент. Выполняемые работы не должны быть лицензируемыми.

До поступления мужа на работу женщина получала пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет в Управлении социальной защиты (т.к. нигде не работала). Теперь, когда муж работает, в Управлении социальной защиты прекратили выплату пособия и выдали ей соответствующую справку. Сказали, что пособие теперь будут выплачивать по месту работы мужа. Какие необходимо предоставить документы для назначения пособия по месту работы мужа? Будет ли сохранен размер пособия?

Порядок назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, регулируется Положением, утвержденным постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. № 772 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с п. 6 Положения назначение и выплата пособий и надбавок к ним осуществляются по месту работы (службы), учебы матери ребенка, а если мать не работает и не учится, — по месту работы (службы), учебы отца.

К сожалению, Положением не оговорено, кто и какие документы должен предоставлять по месту работы отца.

Однако в п. 9 Положения приведен пример в случае перехода получателя пособия на другую работу или увольнения. В такой ситуации выплата пособия по месту прежней работы прекращается и возобновляется по новому месту работы со дня (месяца) ее прекращения при условии, что семья имела право на это пособие (за период, в течение которого пособие не выплачивалось). Если перерыв в выплате пособия составил более 6 месяцев, пособие выплачивается со дня обращения. Данным пунктом также оговорено, что по новому месту работы получатель представляет справку с указанием периода, за который выплачено пособие, и все необходимые для назначения пособия документы.

Считаем, что приведенный в вопросе случай аналогичен. Напомним, что в соответствии с п. 28 Положения для назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет к заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • справка о составе семьи, выданная соответствующим органом (ЖЭС, РЭУ и другими — действительна в течение двух месяцев);
  • справка Государственной службы занятости о регистрации в качестве безработного либо о выплате пособия по беременности и родам;
  • копия трудовой книжки;
  • справка исполнительного и распорядительного органа, подтверждающая, что получатель пособия не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, члена крестьянского (фермерского) хозяйства (представляют неработающие, не зарегистрированные в Государственной службе занятости);
  • справка с предыдущего места получения пособия;
  • справка органа ФСЗН Министерства труда и социальной защиты об уплате обязательных страховых взносов на социальное страхование (представляют индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, творческие работники, лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам).

При неизменных условиях или в случае, если семья не потеряла в «переходный» период право на получение пособия, выплаты будут производиться в том же размере.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (18), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.