№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Возмещение потерь доходов населения от инфляции

Рубрика «Расчеты и начисления»

С.И. ДУБРОВСКИЙ, экономист Н.В. СВИРИД, экономист

Рост цен на потребительские товары и услуги при неизменном уровне (или отставании роста) заработной платы, пенсий, стипендий, пособий влечет за собой инфляцию, т.е. падение покупательской способности денежных доходов и, как следствие, снижение реальных доходов населения.

С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:

  • индексация доходов населения с учетом инфляции;
  • индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.

Правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон) и ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Правовой основой индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты является п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».

Индексация доходов населения с учетом инфляции

Закон регулирует общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь в связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь.

Во исполнение Закона Министерство труда Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь постановлением-приказом от 18 марта 1999 г. № 26/55 утвердили Инструкцию о порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (далее — Инструкция), которая предусматривает:

  • условия наступления и порядок проведения индексации;
  • объекты, субъекты и источники индексации;
  • особенности проведения индексации для некоторых категорий населения.

В соответствии с Инструкцией индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия. При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда (ставки, оклады), пособий, стипендий, денежного довольствия.

Так, для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, индексация может осуществляться в виде установления Правительством Республики Беларусь новой тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы.

Физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется нанимателями в соответствии с коллективными договорами (соглашениями).

Таким образом, заработная плата работников организаций, не финансируемых из бюджета и не пользующихся государственными дотациями, и другие выплаты стимулирующего характера индексируются в порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями). Если коллективным договором, принятым в организации, либо соглашением индексация заработной платы и других выплат стимулирующего характера за выполненную работу не предусмотрена, то она не производится. Однако пособия, доплаты и компенсации, выплачиваемые из фонда социальной защиты и бюджета, подлежат индексации в соответствии с Инструкцией независимо от порядка, предусмотренного коллективным договором (соглашением).

При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации в таких организациях принимается месяц, в котором в организации были повышены тарифные ставки (оклады). Следовательно, месяц, принимаемый в качестве базового, при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов в организациях, финансируемых из бюджета, и в коммерческих организациях, как правило, не совпадает.

Пример 1

В коммерческой организации тарифные ставки были повышены в декабре 2005 г. и не повышались до января 2007 г. В ноябре 2006 г. индекс потребительских цен превысил 5-процентный порог и к декабрю 2005 г. составил 105,7 %. Если коллективным договором (соглашением), принятым в организации, предусмотрена индексация заработной платы и других выплат стимулирующего характера за выполненную работу, то указанные выплаты индексируются в ноябре и декабре на указанный выше индекс в пределах действовавшего в этих месяцах норматива индексации, который был установлен в размере 165 790 руб. В то же время денежные доходы населения, получаемые из бюджетных источников (кроме заработной платы государственных служащих и денежного довольствия военнослужащих), за ноябрь 2006 г. не индексировались на указанный индекс, поскольку в этом месяце в соответствии с Законом осуществлялся единовременный пересмотр размера оплаты труда.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (18), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.