№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Нарушения, допускаемые нанимателями при реализации работниками права на отдых

Рубрика «К вам пришла проверка»

А.Л. ВЫШНИКОВ, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда

Право работников на отдых является одним из основных трудовых прав работников и закреплено во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. О нем говорится и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Согласно ст. 43 Конституции Республики Беларусь трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Законодательство о труде Республики Беларусь содержит ряд норм, принятых в развитие вышеуказанных актов и направленных на реализацию права работников на отдых. Целью любого руководителя является обеспечение оптимального баланса между продолжительностью рабочего времени и продолжительностью времени отдыха  при соблюдении норм законодательства о труде, которые носят для нанимателей императивный характер.

Помимо этого, в соответствии со ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) нанимателю предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Например, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, трудовым договором могут быть предусмотрены большая продолжительность трудовых отпусков, предоставление дополнительных поощрительных отпусков, дней отдыха и т.д.

Изучение локальных нормативных правовых актов нанимателей показывает, что практически любой коллективный договор, заключаемый в организации, содержит (во многих случаях в виде отдельного раздела) условия, направленные на реализацию прав работников на отдых, и во многих случаях данные условия улучшают положение работников по сравнению с законодательством о труде, а не дублируют его нормы. Положительным является установление дополнительных льгот для некоторых категорий работников, направленных на реализацию их большей социальной защищенности (например, установление дополнительных льгот для матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет).

Необходимо отметить, что определенные в коллективном договоре условия являются обязательными для нанимателя. Функции государственного контроля и надзора за их соблюдением возложены на органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, которым в соответствии со ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за их неисполнение предоставлено право привлекать должностных лиц нанимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере до 20 базовых величин.

Статья 19 ТК предусматривает, что трудовой договор, заключаемый с работниками, должен содержать в качестве обязательных условия о режиме труда и отдыха работников (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя).

Продолжительность рабочего времени

Одной из мер, направленных на обеспечение права работника на отдых и восстановление сил, является ограничение продолжительности рабочего времени, в течение которого работник обязан выполнять оговоренные в трудовом договоре обязанности. Так, ст. 112 ТК установлено, что полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Учитывая, что выполнение работы по некоторым профессиям оказывает негативное влияние на здоровье человека, законодатель предусмотрел сокращенную (не более 35 ч в неделю) продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержден постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июля 1994 № 89.

Кроме того, законодательство о труде устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени и для некоторых других категорий работников:

  • для работников в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность рабочего времени не может превышать 23 ч в неделю;
  • работников от 16 до 18 лет –– не может превышать 35 ч в неделю;
  • инвалидов I и II группы –– не может превышать 35 ч в неделю;
  • работающих в зоне эвакуации (в связи с повышенным радиоактивным загрязнением территории), в т.ч. направленных или командированных в эти зоны, –– не может превышать 35 ч в неделю.

Необходимо учитывать, что в случае, если работник моложе 18 лет одновременно обучается в общеобразовательной школе, профессионально-техническом учебном заведении, то в течение учебного года еженедельная продолжительность его рабочего времени не может превышать половины установленной для его возрастной категории нормы.

Для вышеназванных категорий работников законодательство о труде предусматривает и ограничения ежедневной работы:

  • для работников в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не может превышать 4 ч 36 мин.;
  • работников в возрасте от 16 до 18 лет — не может превышать 7 ч;
  • инвалидов I и II группы — не может превышать 7 ч;
  • работающих в зоне эвакуации (в связи с повышенным радиоактивным загрязнением территории), в т.ч. направленных или командированных, –– не может превышать 6 ч.

Если работник моложе 18 лет одновременно обучается в общеобразовательной школе, профессионально-техническом учебном заведении, то в течение учебного года ежедневная продолжительность его рабочего времени не может превышать половины установленной для его возрастной категории нормы.

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, имеющих особый характер работы, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  1. при 35-часовой рабочей неделе — 8 ч;
  2. при 30-часовой рабочей неделе — 6 ч.

Ежедневный отдых работников обеспечивается еще и посредством установления минимальной продолжительности ежедневного отдыха между сменами (от конца одной до начала следующей), которая должна вместе со временем перерыва для отдыха и питания быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене.

На практике во многих случаях нанимателями не соблюдаются предельные нормы продолжительности рабочего времени. Причинами этого могут быть как низкий уровень квалификации должностных лиц нанимателей, так и простое нежелание нанимателей принимать на работу дополнительных работников и желание переложить нагрузку на уже принятых работников, т.е. неверное определение численности и штата работников, которые необходимы для выполнения работ.

Совершение данного нарушения влечет за собой не только привлечение должностных лиц нанимателя к административной ответственности в виде штрафа (в размере до 20 базовых величин), но и обусловливает необходимость произвести оплату часов, отработанных сверх нормы продолжительности рабочего времени, в соответствии с требованиями ст. 69 ТК, поскольку данные работы законодательством рассматриваются в качестве сверхурочных. Так, согласно ст. 69 ТК каждый час работы в сверхурочное время оплачивается следующим образом:

  1. работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок;
  2. работникам с повременной оплатой труда, а также работникам, получающим должностные оклады, — не ниже двойных часовых ставок (окладов).

Очевидно, что в случае выявления нарушений со стороны нанимателя ст. 111–115 ТК он несет ощутимые убытки. Например, в ходе проверки, проведенной по письменной жалобе работника в одной из сельскохозяйственных организаций Минской области, было установлено, что наниматель систематически привлекает сторожей к работам сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени. В отношении данных работников был введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным месяцу. Вместе с тем почти каждый месяц все сторожа отрабатывали по 200 ч и более, что существенно превышало норму продолжительности рабочего времени, отраженную в производственном календаре. Изучение штатного расписания организации показало, что у нанимателя в найме имеется всего два сторожа, обеспечивающих круглосуточную охрану фермы. Недостаток работников восполнялся нанимателем за счет распределения нагрузки отсутствующих сторожей на уже работающих, что со временем привело к жалобе со стороны работника. По результатам проверки на директора организации был наложен штраф в размере 20 базовых величин, а часы, которые были отработаны работниками сверхустановленной нормы продолжительности рабочего времени, были оплачены сторожам в двойном размере.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (18), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.