№ 7, июль 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Изменения в порядке организации и проведения проверок плательщиков обязательных страховых взносов и иных платежей

Рубрика «К вам пришла проверка»

В.И. ГРИХУТИК, начальник контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» и в целях совершенствования организации и проведения проверок плательщиков по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок плательщиков обязательных страховых взносов и иных платежей органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Инструкция), утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 марта 2002 г. № 26.

Изменения и дополнения в Инструкцию внесены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2007 г. № 60.

В частности, п. 3 Инструкции исключена обязанность проверяющих по принятию мер к привлечению к ответственности виновных должностных лиц плательщиков, обоснованному применению санкций, предусмотренных действующим законодательством. С 1 марта 2007 г. в связи со вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 31 декабря 2006 г. (далее — ПИКоАП) юридические лица и должностные лица плательщиков привлекаются к административной ответственности. Ранее экономические санкции к плательщикам применялись органами Фонда в соответствии с гл. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Положение об уплате), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 (с изменениями и дополнениями). Данная глава Положения об уплате с 1 марта 2007 г. исключена Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 116.

Проверки плательщиков проводятся в соответствии с координационным планом контрольной деятельности в Республике Беларусь или координационным планом контрольной деятельности в области либо г. Минске (далее — координационный план).

Пунктом 4 Инструкции упорядочен порядок планирования и координирования проверок плательщиков, в связи с чем планы проверок плательщиков, включаемые в координационный план, составляются с учетом периодичности проверок, утверждаемой приказами начальников областных, Минского городского управлений Фонда.

Плановые проверки одного и того же плательщика могут проводиться не более одного раза в течение календарного года.

Общий срок проведения проверки определяется в пределах срока, установленного координационным планом, и не должен превышать 30 рабочих дней.

Орган Фонда, определенный в координационном плане в качестве ответственного исполнителя, с учетом мнения соисполнителей определяет конкретный срок проведения проверки и уведомляет о нем соисполнителей не позднее чем за 15 дней до начала установленного координационным планом срока ее проведения.

Пунктом 5 Инструкции определен порядок проведения внеплановых проверок плательщиков. А именно, решение о проведении внеплановой проверки может быть принято органом Фонда только при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • реорганизация или ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
  • наличие сведений о нарушениях законодательства;
  • поступление обращений, требующих проведения проверки.

Решение органа Фонда о проведении внеплановой проверки подлежит согласованию с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или советом по координации контрольной деятельности в области либо г. Минске.

Орган Фонда, который будет проводить данную проверку, направляет в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или совет по координации контрольной деятельности в области либо г. Минске ходатайство о согласовании решения о проведении внеплановой проверки не позднее чем за 15 рабочих дней до начала ее проведения.

Внеплановая проверка проводится органом Фонда только после получения решения о ее согласовании.

При проведении внеплановой проверки, назначенной по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или совета по координации контрольной деятельности в области либо г. Минске, уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции, орган Фонда направляет в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или совет по координации контрольной деятельности в области либо г. Минске уведомление о проведении внеплановой проверки не позднее 3 рабочих дней с даты фактического начала указанной проверки.

Пунктом 18 Инструкции дополнены некоторые реквизиты при оформлении акта (справки) проверки.

Пунктом 19 определено, что уплата плательщиками начисленных по результатам проверок пеней, а также доначисленных сумм обязательных страховых взносов и иных платежей и не принятых к зачету сумм расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня составления акта проверки. Ранее в этот срок уплачивались также экономические санкции. С 1 марта 2007 г. органам Фонда не дано право применять экономические санкции к плательщикам, т.к. изменилась процедура порядка рассмотрения дел о правонарушениях, наложения взысканий и исполнения вынесенных постановлений по правилам ПИКоАП.

Новая процедура рассмотрения материалов по результатам проверки и вынесения решений о начислении пеней, доначислении сумм обязательных страховых взносов и иных платежей и не принятых к зачету сумм расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов, определена в п. 21 Инструкции.

Так, уполномоченные должностные лица органа Фонда, проводившего проверку, при отсутствии возражений по акту проверки не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта проверки обязаны: 

  • рассмотреть полученные материалы и вынести в пределах своей компетенции решение о начислении пеней, доначислении сумм обязательных страховых взносов и иных платежей и не принятых к зачету сумм расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов (далее — решение по акту проверки), согласно приложению 1;
  • при наличии оснований для начала административного процесса составить протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении не позднее двух суток со дня его составления вместе с материалами дела об административном правонарушении направляется в суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.

Направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение в суд осуществляется сопроводительным письмом органа Фонда с приложением иных материалов, являющихся в силу ст. 6.3 ПИКоАП источниками доказательств по делу. Такими доказательствами, в частности, могут быть акт проверки плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, расчет начисленной (доначисленной) суммы обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, письменные возражения плательщика на акт проверки и заключение по ним органа Фонда, проводившего проверку, жалоба плательщика в вышестоящий орган Фонда, ответ вышестоящего органа Фонда на поданную жалобу плательщика, иные документы и другие носители информации, соответствующие требованиям ст. 6.11 ПИКоАП.

На основании Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях», постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 февраля 2007 г. № 24 предоставлены полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.19, 11.20, 11.54–11.56 КоАП, следующим должностным лицам Фонда:

  • управляющему Фондом и его заместителям;
  • начальникам и их заместителям областных, Минского городского управлений Фонда;
  • начальникам и их заместителям городских и районных, районных в городах отделов Фонда.

Утверждена также форма протокола об административном правонарушении согласно приложению 2.

Установлена в соответствии с п. 11 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909, дополненная форма журнала регистрации административных правонарушений согласно приложению 3.

Согласно КоАП за административные правонарушения в области государственного социального страхования предусмотрена следующая ответственность. 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (19), июль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.