№ 8, август 2007

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Заработная плата» на ваш e-mail!

Тематические видеолинии

Подписка на свежие видеолинии: RSS Подписка

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Санитарно-бытовое обеспечение работников

Рубрика «Гарантии и компенсации»

В.П. КЛЯУЗЗЕ, заведующий отделом комплексных проблем управления условиями труда НИИ труда Министерства труда и со-циальной защиты Республики Беларусь

Право граждан на обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Республике Беларусь законодательно закреплено в ст. 41 Конституции и в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК). В соответствии с ТК на работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

  • обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств;
  • организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) СИЗ;
  • организовать питьевое водоснабжение.

В рамках реализации положений Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904, продолжается разработка и внедрение безопасных техники и технологий. В комплексе мер по недопущению неблагоприятного воздействия на организм работников вредных и опасных факторов производственной среды важна роль превентивных мероприятий. СИЗ применяются в целях предупреждения, а также при необходимости устранения аварийных ситуаций и работе в экстремальных условиях. Защищенный работник, чувствуя себя уверенно и комфортно, способен принять первичные меры по ликвидации внештатной ситуации до прибытия соответствующих частей и формирований, таким образом, минимизировать возможные последствия в т.ч. для населения и окружающей среды.

Проблема обеспечения работников СИЗ остается весьма актуальной. Если в прошлом ее решение затруднялось дефицитом многих из этих средств, то сегодня благодаря развитию рыночных отношений налажено производство либо организован импорт разнообразных средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Оценить размеры белорусского рынка СИЗ довольно сложно. В России, например, по оценке отдела политики охраны труда Минздравсоцразвития в 2005 г. его объем составлял 60 млрд руб. Соответственно, можно предположить, что и в Республике Беларусь он составляет немалую сумму.

Согласно ст. 226, 230 ТК работники обеспечиваются СИЗ бесплатно по нормам и в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Это положение распространяется на все организации независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм.

В настоящее время в Республике Беларусь для работников общих профессий и должностей разработаны Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. № 110. Кроме того, уже действует более 40 отраслевых типовых норм выдачи СИЗ.

Наниматель за счет собственных средств может предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам СИЗ сверх установленных норм.

Порядок использования СИЗ устанавливает, что наниматель обязан выполнять следующие требования:

  • не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ;        
  • организовать надлежащий уход за СИЗ (своевременно осуществлять химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание);
  • заменять или ремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работников (на основании акта);
  • обеспечивать регулярное испытание и проверку исправности СИЗ в соответствии с установленными сроками, замену отдельных элементов СИЗ (фильтров, стекол и т.п.);
  • проводить при необходимости тренировку работников по применению СИЗ.

Ситуация с выполнением ряда указанных требований по эксплуатации СИЗ развивается таким образом, что по примеру некоторых стран Запада и Российской Федерации возможно появление организаций, ориентирующихся на оказание специализированных услуг. Такие фирмы берут на себя обязанности не только по обеспечению всевозможными защитными средствами, но и по их ремонту, стирке, химической чистке  и другим услугам. Это оправдано тем, что уход за многими современными СИЗ, например имеющими соответствующую пропитку, под силу только специализированным организациям.

На работах, связанных с загрязнением кожных покровов, работники бесплатно обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. № 70. В соответствии с Правилами, исходя из характера и видов работ, наниматель устанавливает по согласованию с профсоюзом (уполномоченным работниками представительным органом) перечни профессий и должностей работников, которые обеспечиваются такими средствами с указанием их вида и наименования (по консультации с территориальными органами санитарного надзора).

В ряде производств для обеспечения повышенных требований к безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний необходимо проводить профессиональный отбор работающих. Контингент работников, пригодных к выполнению таких работ, выявляется при медицинских осмотрах: предварительных (при поступлении на работу) и периодических (через установленные периоды работы).

Медицинские осмотры проводятся в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33. Данным нормативным правовым актом определены перечни профессий и видов работ, по которым проводятся медицинские осмотры, периодичность осмотров, указаны специалисты-врачи, которым надлежит осматривать соответствующих работников. Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или признанные по состоянию здоровья не пригодными к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, к дальнейшей работе не допускаются, а вопрос об их дальнейшей работе решается в соответствии с законодательством о труде.

С учетом характера производства нанимателем оборудуются санитарно-бытовые помещения, оснащенные необходимыми устройствами и средствами. Требования к санитарно-бытовому оборудованию производственных помещений регламентируются  также СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания».

При внутренней планировке помещений и размещении оборудования необходимо предусматривать изоляцию процессов, сопровождающихся вредными и (или) опасными производственными факторами. В цехах, имеющих большую ширину, участки с вредными условиями труда должны располагаться вблизи наружных стен для большего использования наружного проветривания.

При внутренней планировке здания должны быть предусмотрены достаточные число и ширина проходов, лестниц, дверей с целью возможного исключения встречных потоков в периоды начала и окончания смен, а также на случай аварийных ситуаций.

Выходы и входы в производственные здания должны быть предусмотрены в зависимости от климатического воздействия: входы с подветренной стороны, козырьки, двери-автоматы и т.п. При входах в здания должны быть приспособления для очистки обуви. Входы в здания следует предусматривать через тамбуры.

Площадь вестибюля необходимо принимать из расчета 0,2 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 18,0 м2.

Для ряда технологических процессов важное значение имеет отделка помещений, в частности использование материалов, которые не собирают яды и не превращаются со временем в источник их выделения. Например, при использовании в производстве ртути стены покрывают плитками, эмалевыми и масляными красками. В случае значительных тепловыделений важную роль играет теплоизоляция стен и перекрытий с целью предупреждения образования на них конденсата в холодное время года. Высоту помещений от пола до потолка следует принимать не менее 2,5 м, высоту залов столовых, залов совещаний и административных помещений вместимостью более 75 человек — не менее 3 м.

Важным гигиеническим требованием является достаточность объема и площади помещений в расчете на одного работающего. Площадь административных помещений следует принимать из расчета 4 м2 на одного работника управления и 6 м2 на одного работника конструкторского бюро. Но это для нормальных условий. В случае если на рабочем месте имеют место вредные и (или) опасные производственные факторы, эти параметры могут быть другими. Например, для работающих на ПК объем помещений рассчитывается исходя из 20 м3, а площадь — 6,0 м2 на одно рабочее место.

Площадь кабинетов руководителей подразделений управлений и конструкторских бюро должна составлять не более 15 % общей площади рабочих помещений.

При кабинетах руководителей предприятий и кабинетах их заместителей следует предусматривать приемные, площадь которых входит в площадь, предназначенную для кабинетов. Площадь каждой приемной должна быть не менее 9 м2.

Площади помещений для приема и выдачи заказов копировально-множительных служб следует принимать из расчета 6 м2 на одно рабочее место. Помещения фотокопирования и светокопирования должны быть защищены от попадания прямых солнечных лучей. Площади помещений машинописных бюро следует принимать из расчета 4 м2 на одно рабочее место. Площадь кабинетов охраны труда и пожарной безопасности необходимо определять в зависимости от списочной численности работающих на предприятии.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (20), август 2007 либо в «Библиотеке бухгалтера» в рубрике „Журнал «Заработная плата»“.