№ 9, сентябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Оплата труда лиц, привлекаемых на сельскохозяйственные работы

Рубрика «Законодательство о труде и заработной плате»

ТАТЬЯНА МАКСИМЧУК, экономист

Для успешного развития сельского хозяйства большое значение имеют обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и повышение заинтересованности работников в высокопроизводительном труде. Однако непривлекательность сельскохозяйственного труда, вызванная его низкой оплатой, недостаточной степенью механизации, неразвитостью социальной сферы села, повлекла за собой отток молодой, наиболее трудоспособной части населения.

Поскольку для решения проблемы закрепления кадров и соответственно создания для них привлекательных условий труда на селе требуется продолжительное время, то актуальными остаются вопросы, связанные с привлечением дополнительной рабочей силы на сельскохозяйственные работы.

В статье мы постараемся отразить основной спектр проблем: кто и в каких случаях может привлекаться на сельхозработы, какие они могут иметь гарантии и как осуществляется оплата труда.

Порядок оплаты труда лиц, привлекаемых на сельхозработы

В соответствии с разработанной Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы, принятой Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150, для обеспечения занятости и уровня доходов сельского населения предусмотрены меры, которые включают в т.ч. создание условий для привлечения населения на сезонные работы.

В области повышения доходов сельского населения особое внимание должно уделяться усилению стимулирующей роли заработной платы, совершенствованию системы вознаграждения за повышение эффективности производства и конечные результаты финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций (реализованную продукцию, прибыль), установлению личного контроля работника за движением капитала, формированию персонифицированных долей и паев в имуществе организаций, концентрации их у наиболее активной и предприимчивой части сельских товаропроизводителей.

Система заработной платы должна быть максимально ориентирована на использование каждым работником резервов увеличения производства (повышения урожайности культур, продуктивности животноводства, производительности труда, снижения материальных, топливно-энергетических затрат и др.).

С целью оказания помощи отдельным колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным организациям решено закрепить их за министерствами, иными республиканскими органами государственного управления и юридическими лицами, что зафиксировано постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2000 г. № 276 «О мерах по оказанию Министерствами, иными республиканскими органами государственного управления и юридическими лицами помощи колхозам и совхозам, другим сельскохозяйственным организациям в производстве сельскохозяйственной продукции» (в редакции постановления от 27 апреля 2007 г. № 542).

Подпунктами 5.1. и 5.2. названного постановления Облисполкомам, Минскому горисполкому следует:

  • перезакрепить (закрепить, где это не сделано) колхозы и совхозы, другие сельскохозяйственные организации, и в первую очередь находящиеся в тяжелых экономических условиях, за промышленными и другими предприятиями, организациями, способными оказать им реальную помощь в обеспечении налаживания сельскохозяйственного производства;
  • обеспечить создание для работников, привлекаемых в колхозы и совхозы, другие сельскохозяйственные организации на сельскохозяйственные работы, необходимых условий для труда и отдыха, применение мер морального и материального поощрения за конечные результаты труда.

Пунктом 10 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1761 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2007 году» (в редакции постановления от 29 марта 2007 г. № 400) промышленным и иным организациям рекомендуется выплачивать за счет собственных средств работникам, направляемым ими на сельскохозяйственные работы в сельскохозяйственные организации, взамен суточных и расходов по найму жилья 75 % их среднего заработка по месту основной работы за весь период работы в сельскохозяйственной организации, но не ниже размеров выплат, предусмотренных ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), а также средний заработок за время нахождения в пути.

Однако исходя из вышеизложенного, а также в связи с тем, что Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), не предусмотрено включение затрат на оказание помощи сельхозорганизациям в проведении сельскохозяйственных работ, то сумму затрат на эти цели организация не вправе относить на себестоимость продукции (работ, услуг).

В каждой организации в зависимости от состояния хлебостоя, урожайности сельскохозяйственных культур и других производственных условий конкретно определяется порядок оплаты труда, материального стимулирования механизаторов и других работников с целью проведения уборки урожая в сжатые сроки и без потерь.

С этой целью были разработаны Рекомендации по оплате труда на уборке урожая, утвержденных письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 21 июня 2006 г. № 03-6/11-287-7910. Данным Письмом предлагается оплату труда работников, привлеченных в хозяйства с предприятий, организаций и учреждений, производить на договорной основе*, в т.ч. с использованием натуральной оплаты труда.

При оплате труда лиц, привлекаемых на сельскохозяйственные работы, следует руководствоваться также Рекомендациями по особенностям оплаты труда работников в сельском хозяйстве, утвержденными постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 23 (далее — постановление № 23) и вступившими в силу с 1 марта 2007 г.

Так, подп. 3.1. постановления № 23 регулирование и дифференциация основной тарифной части заработной платы работников сельскохозяйственных организаций осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 162. Тарификация работ и работников устанавливается согласно Справочнику по тарификации механизированных и ручных работ в сельском хозяйстве, утвержденному постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 27 июня 2005 г. № 35 «Об утверждении Справочника по тарификации механизированных и ручных работ в сельском хозяйстве» по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (выпуск 64(70)), Квалификационному справочнику должностей служащих, занятых в сельском и рыбном хозяйствах, и иным квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке. Особенностью тарификации в сельском хозяйстве является то, что отдельным работникам растениеводства, включая трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, тарифные разряды не присваиваются, а тарифицируются сельскохозяйственные работы в зависимости от их сложности и характера труда. Перечень профессий рабочих, не тарифицируемых по разрядам ЕТС, предусмотрен в ЕТКС (выпуск 64).

Тарифные ставки и должностные оклады работников определяются исходя из тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, и соответствующих тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

С учетом напряженности и интенсивности таких работ повышенная оплата труда применяется:

  • при массовой уборке урожая (зерновых, картофеля, льна, овощей, кормов и т.д.) для работников, занятых на этих работах;
  • при оплате труда работников за полученную продукцию (доплата за продукцию) при расчете расценок за продукцию (за тонну зерна, картофеля, льносоломки, овощей, кормов, молока, мяса, за приплод и т.д.);
  • при высоком качестве продукции, работ и досрочном их выполнении;
  • в зависимости от сроков службы техники.

Конкретный размер повышения оплаты труда определяется коллективным договором в соответствии с Рекомендациями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

В коллективном договоре организацией может предусматриваться снижение норм выработки трактористам-машинистам сельскохозяйственного производства, окончившим профессионально-технические училища или курсы. При этом имеется в виду не возраст механизатора, а начало самостоятельной работы после специальной подготовки. Нормы выработки могут снижаться на механизированных работах, а также на ремонте сельскохозяйственной техники. Снижение норм выработки (обслуживания производства) может производиться для работников, пришедших на работу в животноводство после окончания общеобразовательных школ с производственным обучением, краткосрочных курсов, профтехучилищ или прошедших обучение непосредственно на производстве (п. 2 постановления № 23).

При этом п. 12 постановления № 23 для оплаты труда руководителей и других руководящих работников, специалистов и служащих определен иной порядок.

Условия оплаты труда руководителей организаций устанавливаются в контрактах, заключенных с руководителями нанимателем, в соответствии с Инструкцией о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122.

Оплата труда руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих производится в соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 162. Здесь же приведены тарифные коэффициенты для определения должностных окладов руководителям структурных подразделений и объемные показатели по отнесению к группам по оплате труда, которые рекомендуется в этих целях использовать.

Согласно подп. 2.1 постановления Министерства труда Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 53 «О Рекомендациях по оплате труда работников промышленных, транспортных и иных предприятий, учреждений и организаций, учащихся и граждан из числа не занятого населения, привлеченных на заготовку кормов из урожая 1993 г. на договорной основе» (далее — постановление № 53) оплата труда работников промышленных, транспортных и иных предприятий, учреждений и организаций, учащихся и граждан из числа незанятого населения, участвующих в работах на заготовке кормов в колхозах, совхозах и других предприятиях агропромышленного комплекса, производится на договорной основе, как правило, по условиям, действующим в колхозах и совхозах.

Привлечение на заготовку кормов и другие сельскохозяйственные работы незанятого населения, безработных граждан, зарегистрированных службой занятости, пенсионеров, а также занятого населения в свободное от основной работы или учебы время производится в соответствии с действующим законодательством (подп. 3.1 постановления № 53).

Оплата труда незанятого населения, безработных граждан, пенсионеров, а также занятого населения в свободное от основной работы или учебы время, участвующих в указанных работах в колхозах, совхозах и других государственных предприятиях агропромышленного комплекса, производится по условиям, действующим в колхозах и совхозах (подп. 3.2 постановления № 53).

В соответствии с Положением об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 860 (с изменениями и дополнениями; далее — постановление № 860), учащиеся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и других учебных заведений (далее — учащиеся), достигшие 14-летнего возраста, в целях оказания помощи колхозам, совхозам и другим юридическим лицам могут участвовать в проведении весенних полевых работ, в уборке урожая и заготовке кормов (далее — сельскохозяйственные работы).

За учащимися профессионально-технических училищ, средних специальных и других учреждений образования на период участия в сельскохозяйственных работах сохраняется стипендия, а учащимся учреждений образования, которые обеспечиваются бесплатным питанием, выплачивается компенсация за питание.

Выполнение сельскохозяйственных работ оформляется договором колхозов, совхозов и других юридических лиц с учреждениями образования, который должен подписываться руководителем колхоза, совхоза, другого юридического лица и руководителем учреждения образования.

Возникшие в ходе выполнения договорных обязательств споры разрешаются в установленном договором и законодательством порядке.

Поэтому руководители учреждений образования и руководители колхозов, совхозов и других юридических лиц перед направлением учащихся на сельскохозяйственные работы обязаны:

  • заключить договор, в котором определяются виды сельскохозяйственных работ, условия размещения, быта, питания, оплаты и охраны труда учащихся;
  • назначить лиц, ответственных за соблюдение действующих норм и правил по санитарно-гигиеническим и безопасным условиям труда на рабочих местах учащихся (п. 30 постановления № 860).

Активными и серьезными помощниками всегда являлись строительные отряды, формируемые учреждениями образования, ОО «БРСМ», другими молодежными общественными объединениями (далее — направляющие организации) при организационной, методической и финансовой поддержке заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь для выполнения конкретной производственной задачи.

Согласно Инструкции о порядке организации деятельности студенческого отряда, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2003 г. № 56 (с изменениями и дополнениями), студенческие отряды подразделяются по видам (профилям) деятельности: педагогические, экологические, сельскохозяйственные, строительные.

Студенческий отряд осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящей Инструкцией, положением о студенческом отряде, утвержденным направляющей организацией, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Создаются студенческие отряды на время летних каникул для выполнения работ в области образования, по охране окружающей среды, строительной, сельскохозяйственной деятельности в принимающей организации.

Их деятельность осуществляется на основании договора, заключаемого между сформировавшим студенческий отряд учреждением образования, ОО «БРСМ», другими молодежными общественными организациями и принимающей организацией, определяющего виды работ, оказание услуг, условия деятельности студенческого отряда с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам», Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 222 «О некоторых вопросах организации деятельности студенческих отрядов», в т.ч. по охране труда и пожарной безопасности, а также обязательства принимающей организации по обеспечению условий размещения, питания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, оплаты труда участников студенческого отряда.

Договор подписывается руководителями направляющей и принимающей организаций.

Участник студенческого отряда осуществляет свою трудовую деятельность на основании срочного трудового договора, заключенного с нанимателем в соответствии с трудовым законодательством.

Решение о досрочном прекращении деятельности студенческих отрядов принимается направляющей организацией в случаях выявления нарушений его участниками или принимающей организацией требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность студенческих отрядов.

Оплата труда участников студенческого отряда осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда, установленными в организациях государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, в которых студенческие отряды осуществляют свою деятельность (далее — принимающая сторона) в соответствии с Инструкцией о порядке повышения тарифных ставок (окладов) участников студенческого отряда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2006 г. № 10.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (21), сентябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.