№ 9, сентябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Изменения законодательства, касающегося стимулирования руководителей организаций за экономию и бережливость

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2007 г. № 878 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам стимулирования руководителей за экономию и бережливость»

В динамике развития законодательства, устанавливающего правовые основы трудовых отношений с руководителями организаций, отдельного внимания заслуживает такие особенности, как внедрение все более жестких требований к руководителям организаций, полная привязка их заработной платы к конкретным экономическим показателям хозяйственной деятельности. Начиная с 2002 г. издано три постановления Совета Министров, которые полностью посвящены вопросам оплаты труда руководящих кадров на производстве:

  • постановление от 25 июля 2002 г. № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — постановление № 1003);
  • постановление от 18 сентября 2002 г. № 1279 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей (их заместителей) государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (далее — постановление № 1279);
  • постановление от 25 июня 2004 г. № 759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» (далее — постановление № 759).

Несмотря на то, что два из трех названных постановлений уже неоднократно пересматривались, при этом усиливалась зависимость оплаты труда руководителя от какого-либо дополнительного фактора, прямо или косвенно связанного с производственным или хозяйственным процессом юридического лица, 7 июля 2007 г. Правительством было принято еще одно постановление № 878 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам стимулирования руководителей за экономию и бережливость» (далее — постановление № 878), которым в указанные выше постановления в очередной раз внесены изменения и дополнения. Рассмотрим их подробнее.

Постановлением № 1003 введено понятие коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от ее организационно-правовой формы, и средней заработной платы по организации в целом, который рассчитывается нарастающим итогом с начала года и не может превышать значения 3,5. В пределах этой величины нанимателю предоставлено право устанавливать конкретный коэффициент руководителю в зависимости от значимости и масштабов производства и численности работников. В отдельных случаях это правило не применяется. Если, например, руководителю организации установлен должностной оклад в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующей отрасли, коэффициент соотношения средней заработной платы такого руководителя и средней заработной платы по организации в целом не устанавливается. Постановлением № 878 предусмотрено еще одно исключение из общего правила: установление коэффициента соотношения не обязательно при условии, что должностной оклад руководителя рассчитан в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности.

Второе важное условие формирования должностного оклада руководителя, установленное Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением № 1003 (далее — Положение), — применение тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации. Исключение предусмотрено лишь в отношении убыточных организаций по решению собственника имущества при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в отношении руководителей организаций, проводящих мероприятия по реконструкции и освоению новых производств. Им устанавливаются на срок не более 2 лет должностные оклады без права начисления на них премий (надбавок и др. выплат стимулирующего характера) в размере, не превышающем 3,5 среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующей отрасли экономики республики за квартал, предшествующий отчетному. Практика применения этого механизма расчета показала, что полученный таким образом размер должностного оклада не соответствует размеру окладов руководителей организаций аналогичного вида экономической деятельности. В связи с этим согласно внесенным в Положение изменениям в дальнейшем руководителям указанных выше предприятий будет определяться должностной оклад исходя из среднемесячной заработной платы, сложившейся либо по соответствующей подотрасли экономики за квартал, либо по виду экономической деятельности за квартал, предшествующий отчетному, а для руководителей организаций, имеющих приоритетное значение в развитии отрасли экономики республики он может достичь уровня 4,5 раза указанной среднемесячной заработной платы по согласованию с Премьер-министром или его заместителем. В данном случае отсылка на вид экономической деятельности при расчете должностного оклада руководителя не случайна, поскольку с 1 апреля 2007 г. введен новый Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКРБ 005-2006, утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации от 28 декабря 2006 г. № 65).

Положением установлены также основания повышения должностных окладов руководителей, рассчитанных указанным способом. В данном случае решение принимает собственник имущества либо орган, уполномоченный заключать контракт, на основании действующих нормативных актов. Например, должны быть учтены требования Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», несмотря на то, что напрямую он не касается руководителей организаций и регулирует сферу трудовых отношений, в отношении порядка заключения контрактов с работниками организации.

Контракт, заключенный с работником, помимо многих других условий должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч. повышение тарифной ставки, но не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством. Эта же норма включена в Положение и используется собственником имущества либо органом, уполномоченным на заключение контракта в отношении руководителя при заключении, изменении, продлении либо заключении нового контракта по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта. По итогам работы за квартал руководитель также может быть премирован за выполнение установленных в контракте показателей: за каждый процентный пункт прироста рентабельности реализованной продукции в размере до 3 %, но не более 15 % должностного оклада; за выполнение других показателей контракта до 30 % должностного оклада при соблюдении норматива запасов готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства. В соответствии с постановлением № 878 повышение должностных окладов по обозначенным основаниям будет производиться за выполнение каждого установленного в контракте показателя в отдельности. При невыполнении всех установленных показателей руководителю должен быть восстановлен должностной оклад с учетом его повышения.

Изменилось и правовое регулирование премирования руководителей из прибыли (п. 7 Положения). В целях установления зависимости оплаты труда руководителей государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству, а также коммерческих организаций от выполнения показателей экономии ресурсов и увеличения местных видов топлива в качестве оснований к премированию могут дополнительно рассматриваться такие показатели, как выполнение целевых показателей по энергосбережению, увеличению использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижение энергоемкости продукции. При этом максимальный размер премии увеличен с 30 до 60 %. В то же время постановление предлагает снижение размера дополнительных премий, которые могут быть получены руководителем из прибыли по итогам работы за квартал, оставшейся после исчисления и выплаты налогов: за перевыполнение планового задания по прибыли (рентабельности), полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), соблюдение норматива прекращения обязательств без поступления денежных средств, увеличение численности работников, принятых на дополнительно введенные рабочие места, и другие установленные показатели можно премировать руководителя в размере 60 % должностного оклада за квартал вместо ранее предусмотренных 80 %. Размер выплат специальных премий снижен с 6 до 4,5 должностных окладов в год.

При разработке проекта постановления, предусматривающего снижение премиальных выплат руководителям, учитывались факторы, влияющие на стимулирование руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, в т.ч. за выполнение показателей экономии ресурсов и увеличение использования местных видов топлива, что соответствует требованиям, изложенным в Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». В этой связи показательным является расчет, подготовленный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь к проекту постановления № 878, в котором отражена динамика формирования и изменения заработной платы руководителя по действующим и новым условиям оплаты труда.

В табл. 1 приведем пример расчета месячной заработной платы руководителя организации со среднесписочной численностью работников от 601 до 1200 человек. Средняя тарифная ставка 1-го разряда — 140,0 тыс. руб.; выполнены все показатели эффективности работы. Исходные данные взяты по итогам работы за март 2007 г. Уровень ставки 1-го разряда в организациях отраслей материального производства в марте 2007 г. составлял 134,4 тыс. руб.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (21), сентябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.