№ 12, декабрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Типичные нарушения законодательства о труде в строительных организациях

Рубрика «К вам пришла проверка»

В.А. ГРИГОРЬЕВ, главный государственный инспектор Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда

Строительная отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Государство уделяет большое внимание развитию данной отрасли, вкладывает значительные ресурсы в регулирование отношений, связанных со строительной деятельностью. Контроль качества производимых работ, объективность предоставляемой информации, соблюдение налогового законодательства, а также законодательства в области государственных стандартов — все эти, а также многие другие аспекты тщательным образом изучаются при проведении проверок деятельности строительных организаций.

Необходимо отметить, что особенности регулирования трудовых и связанных с трудовыми отношений нанимателей (строительных организаций) возникают не только в связи со спецификой выполняемых ими работ, но и в связи с формированием отдельных, характерных именно для этого вида деятельности, структурных единиц (строительных бригад), удаленностью администрации от места непосредственного выполнения работ, особенностями оплаты труда работников, выполняющих строительные или ремонтные работы, и др.

К наиболее часто устанавливаемым нарушениям законодательства о труде в строительных организациях относятся:

  1. нарушение порядка приема работников на работе, оформления трудовых отношений;
  2. неисполнение обязанностей нанимателя при приеме работника на работу;
  3. нарушение порядка учета рабочего времени работников;
  4. несоблюдение порядка учета, хранения трудовых книжек работников;
  5. нарушение порядка расторжения трудового договора с работниками.

Кроме вышеперечисленных нарушений законодательства о труде в данной статье также рассматриваются некоторые нарушения, допускаемые нанимателями (строительными организациями) при заключении договоров предметом которых является выполнение работ (договоров подряда). Данные отношения тесно связаны с трудовыми, и в некоторых случаях сложно отделить одни отношения от других.

Заключение трудового договора

На основании ст. 18 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) трудовой договор должен заключаться в письменной форме, составляться в двух экземплярах и подписываться сторонами. При этом один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя. Многие наниматели (строительные организации) просто игнорируют данное требование, допуская к работе лиц без соответствующего оформления с ними трудовых отношений. Встречаются случаи, когда наниматель (строительная организация) ограничивается оформлением трудовых отношений только с прорабом (от лица бригады), не принимая на работу других членов бригады.

Мотивы нарушения законодательства разные, иногда это незнание должностными лицами нанимателя (строительной организации) требований законодательства, а иногда подобные действия нанимателя направлены на то, чтобы в дальнейшем скрыть факт выполнения работ группой работников, чтобы в результате не выплачивать им заработную плату.

При этом руководством таких организаций не принимается в расчет, что начало действия трудового договора связано с днем начала работы, а не днем оформления трудовых отношений. Так, ч. 1 ст. 25 ТК определено, что началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами, а также Трудовым кодексом Республики Беларусь. При этом ч. 2 указанной статьи установлено, что фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий. После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.

Ошибочным является мнение о том, что трудовые отношения не стоит оформлять с работником до тех пор, пока он не представит все необходимые документы. Оформление трудовых отношений — это прямая обязанность нанимателя, как и обязанность потребовать документы, необходимые при заключении трудового договора. Так, ст. 54 ТК определено, что при приеме на работу наниматель обязан:

  1. потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;
  2. ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;
  3. ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;
  4. провести вводный инструктаж по охране труда;
  5. оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;
  6. в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.

Кроме того, исходя из ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (например: вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца);
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
  • трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
  • диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы. При этом в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании наниматель обязан направить запрос в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта его выдачи конкретному лицу;
  • направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  • заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);
  • декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (36), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.