№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Нарушения законодательства о труде при применении нанимателями контрактной формы найма

Рубрика «К вам пришла проверка»

А.Л. ВЫШНИКОВ, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда

В постсоветский период законодательство о труде Республики Беларусь претерпело большое количество изменений. Вместе с тем ни одно из изменений в регулировании отношений между работником и нанимателем не вызывало столь бурного  обсуждения и споров, какое вызвало и вызывает до настоящего времени закрепление права нанимателя заключить с работником контракт.

Нормативная база, регулирующая применение нанимателями контрактной формы найма, также изменялась, развивалась. Сегодня достаточно большое количество нормативных правовых актов содержит нормы о заключении, изменении либо прекращении контрактов.

Само право нанимателя заключить с работником контракт предусмотрено п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (с изменениями и дополнениями; далее — Декрет № 29).

В целях более подробной регламентации вопросов, касающихся применения нанимателями контрактной формы найма, а также во исполнение п. 9 Декрета № 29 было разработано, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками). Согласно п. 1 данного Положения контракт — это трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника.

Кроме того, Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. внесены дополнения в ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), согласно которым определено, что разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

В п. 1 Декрета № 29 определен минимальный срок, на который может быть заключен контракт с работником — не менее одного года. Как указывалось ранее, контракт является видом срочного трудового договора. Соответственно к нему применима норма ст. 17 ТК, согласно которой срок действия срочного трудового договора не может превышать 5 лет. Об этом говорится и в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде».

Последствия несоблюдения вышеуказанных норм могут быть следующими.

В ходе проверки в одном из СПК Логойского района Минской области было установлено, что с животноводом Алейниковым С.В.* 22 января 2007 г. был заключен контракт сроком на 6 месяцев, что является нарушением п. 1 Декрета № 29.

Согласно ст. 22 ТК трудовой договор признается недействительным в случаях его заключения:

  1. под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также если он заключен на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств;
  2. без намерения создать юридические последствия (мнимый трудовой договор);
  3. с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;
  4. с лицом моложе 14 лет;
  5. с лицом, достигшим 14 лет, без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя).

Статья 23 ТК определяет, что отдельные условия трудового договора признаются недействительными, если они:

1) ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением;

2) носят дискриминационный характер.

Очевидно, что несоблюдение нанимателем нормы, содержащейся в п. 1 Декрета № 29, не влечет за собой признания контракта недействительным. В этом случае не может считаться недействительным и условие о том, что договор является срочным.

Фактически недействительно условие о продолжительности срока контракта, поскольку оно ухудшает положение работника по сравнению с законодательством о труде Республики Беларусь.

По результатам проверки государственным инспектором труда было выдано нанимателю обязательное для исполнения предписание привести условие о сроке заключенного с работником контракта в соответствие с требованиями законодательства о труде. Другими словами, наниматель обязан заключить с работником новый контракт (либо дополнительное соглашение к ранее действовавшему контракту), в котором определить срок действия контракта не менее чем на один год. По соглашению сторон срок действия контракта мог быть определен на срок более одного года (но не более 5 лет).

Исходя из этого нанимателем 15 марта 2007 г. было заключено с животноводом Алейниковым С.В. дополнительное соглашение к контракту от 22 января 2007 г., согласно которому срок действия контракта был определен продолжительностью 2 года.

Необходимо обратить внимание на то, что в п. 1 Декрета № 29  речь идет именно о праве нанимателей заключить контракт. Сам по себе Декрет № 29 не обязывает нанимателей применять контрактную форму найма. Решение об этом принимается нанимателем самостоятельно, с учетом целесообразности и особенностей функционирования организации.

На начальном этапе действия Декрета № 29 некоторые наниматели в силу неверного толкования данного нормативного правового акта либо правовой неграмотности переводили всех работников на контрактную форму найма, полагая, что заключение контрактов является их обязанностью. Очевидно, что при этом отсутствовали обоснованные причины и не соблюдалась предусмотренная законодательством о труде процедура.

Пункт 3 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками предусматривает, что контракт может заключаться в следующих случаях:

1) при приеме работника на работу;

2) с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок.

Если в первом случае у нанимателей, как правило, не возникает трудностей, то  перевод на контрактную форму найма работников, трудовой договор с которыми был заключен на неопределенный срок, довольно часто сопровождается нарушениями законодательства о труде. Заключение контракта с данной категорией работников законодателем рассматривается в качестве изменения существенных условий труда и производится в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 32 ТК. Так, данная статья, а также подп. 3.2 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками предусматривают, что заключение контракта с работниками, трудовой договор с которыми был заключен на неопределенный срок, осуществляется в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами.

Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников о переводе их на контрактную форму найма не позднее чем за один месяц. Данный срок предоставляется работнику для того, чтобы он принял решение о том, желает ли он работать в новых условиях труда, т.е. согласен ли с условиями, предусмотренными в контракте.


* Здесь и далее имена и фамилии изменены.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (26), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.