№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Консультация аудитора

Рубрика «Прямая линия»

В.Г. ПАСЕВИЧ, ведущий аудитор СООО «Правильная компания»

Согласно подп. 1.17 ст. 12 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» доходы, выплачиваемые физическим лицам в виде вознаграждений одновременно по двум основаниям — за выполнение трудовых обязанностей и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц, не подлежат налогообложению. Какие даты относятся к юбилейным?

В соответствии с подп. 1.17 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.

Доходы, выплачиваемые (выдаваемые в натуральной форме) физическим лицам в виде вознаграждения одновременно по двум основаниям — за выполнение трудовых обязанностей и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в тех же размерах.

В целях освобождения от обложения подоходным налогом законодательно юбилейные даты не определены. По мнению автора, определение этих дат находится в компетенции нанимателя путем включения их в коллективный договор, иной локальный нормативный документ, чего нельзя сказать о взносах по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Согласно п. 10 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115, не начисляются взносы на единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию.

Предприятие приобрело сельскохозяйственную организацию (убыточную), которая является дочерним предприятием, имеет статус юридического лица, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Дочернее предприятие имеет задолженность по платежам в бюджет. Можно ли премировать руководителя, главных специалистов и их заместителей? Распространяется ли на данные категории руководителей Указ № 292?

В соответствии с п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» (с изменениями и дополнениями) запрещено начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом.

В вопросе рассматривается два юридических лица. Одно из них — дочернее предприятие — имеет задолженность по платежам в бюджет.

Как определено ст. 105 Гражданского кодекса Республики Беларусь, дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Следовательно, на основное общество не может распространяться и действие Указа Президента Республики Беларусь № 292. Таким образом, запрет на начисление и выплату всех видов премий распространяется на руководителя, заместителей руководителя, главных специалистов и их заместителей именно того юридического лица, которое имеет задолженность по платежам в бюджет.

Указанный запрет на выплату премий распространяется также на случаи, когда в организации имеется задолженность по платежам в бюджет, по погашению которой предоставлена отсрочка либо рассрочка.

Организации установлен показатель, в зависимости от увеличения которого осуществляется рост тарифной ставки 1-го разряда — производительность труда в сопоставимых ценах. Все условия повышения тарифной ставки выполняются. Предприятие планирует увеличить тарифную ставку с 1 июня. За какой период необходимо оценивать рост производительности труда, если фактические доходы и индекс роста потребительских цен известен только после 20-го числа месяца, следующего за отчетным?

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 февраля 2005 г. № 18/23/34, повышение тарифной ставки 1-го разряда в организациях производится по установленным показателям и нормативам. Действие данной Инструкции распространяется (является обязательным) на государственные коммерческие организации и организации с долей собственности государства в их имуществе.

Согласно п. 3 данной Инструкции организации, у которых размер тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Правительством Республики Беларусь, могут повышать тарифную ставку 1-го разряда до уровня, установленного Правительством Республики Беларусь, если это предусмотрено локальным нормативным правовым актом или по решению нанимателя, при условии отсутствия задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Организации, у которых размер тарифной ставки 1-го разряда превышает размер, установленный для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, дальнейшее ее повышение осуществляют в зависимости от роста объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года либо других доведенных экономических показателей. В нашем примере этот показатель — рост производительности труда.

Таким образом, если организация при выполнении всех прочих условий, предусмотренных Инструкцией, имеет право увеличить тарифную ставку 1-го разряда с 1 июня, то в расчет следует включить показатели января–мая отчетного года по отношению к январю–маю предыдущего года. А поскольку соответствующие данные для расчета станут известны только после 20 июня, то и решение о повышении тарифной ставки 1-го разряда будет принято после этого числа. Однако повышать тарифную ставку следует со дня, когда у организации наступило такое право, т.е. с 1 июня.

Кто заключает трудовой договор с руководителем ЧУП, если он является единственным собственником? Как производится его оплата труда? Кто устанавливает надбавки, доплаты и премии?

Трудовые отношения в нашей стране регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь. Применяемые в нем термины приведены в ст. 1, согласно которой трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем.

Таким образом, сторонами трудового договора выступают наниматель и работник. Наниматель — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора. Работник — лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

После заключения трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, который объявляется работнику под роспись.

Особенности регулирования труда руководителя организации приведены в гл. 18 ТК. Статьей 252 ТК определено, что положения этой главы распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме одного единственного случая: когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

Следует отметить, что процедура назначения на должность самого себя — руководителя частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя, являющегося одновременно и нанимателем, и наемным работником, — на законодательном уровне не урегулирована. Наоборот, в п. 3 ст. 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь оговорено, что представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Поэтому, например, руководитель частного унитарного предприятия не может заключить от имени предприятия, представителем которого является, договор с самим собой.

На наш взгляд, учредитель частного унитарного предприятия может издать приказ (распоряжение) следующего содержания:

Я, И.И.И., являясь единоличным учредителем унитарного предприятия «Р», руководствуясь нормами Трудового и Гражданского кодексов Республики Беларусь, принимаю следующие решения:

1. Утвердить:

1.1. Штатное расписание ЧУП «Р».

1.2. Правила внутреннего трудового распорядка ЧУП «Р».

1.3. Положение по оплате труда работников ЧУП «Р».

1.4. Положение о премировании ЧУП «Р».

2. С 01.02.2008 вступаю в должность (приступаю к исполнению обязанностей) директора ЧУП «Р».

Во всех перечисленных локальных нормативных актах будет указана должность директора. Заключение трудового договора (контракта) в данной ситуации вряд ли имеет смысл. 

При необходимости выезда в командировку директор, являющийся одновременно учредителем, должен издать приказ следующего содержания:

1. С целью заключения контракта на поставку товаров (поставщик — ООО «К») с 01.03.2008 убываю в служебную командировку в г. Варшава (Польша) сроком на пять дней.

2. На время моего отсутствия исполнение обязанностей директора ЧУП «Р» возложить на начальника планово-экономического отдела К.К.К.

В организации выплачивается вознаграждение по итогам работы за год. При этом не учитываются те работники, которые проработали на предприятии менее 2 лет. Объясняется это тем, что в коллективном договоре записано «вознаграждение по итогам работы  выплачивается работникам, проработавшим на предприятии не менее одного календарного года (на начало года, за который выплачивается вознаграждение) в зависимости от непрерывного стажа работы на предприятии». Правомерно ли это?

В соответствии со ст. 63 Трудового Кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры заработной платы работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры заработной платы — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Таким образом, поскольку иное не установлено законодательством, нарушения со стороны нанимателя в данной ситуации не усматривается.

На балансе сельскохозяйственного производственного кооператива имеются жилые дома, в которых проживают члены СПК и граждане, не являющиеся членами кооператива. Общим собранием членов кооператива было принято решение о продаже домов жильцам. Рассмотрим две ситуации:

1. В решении правления записано: «Разрешить продажу жилых домов на следующих условиях: членам кооператива за 30 % оценочной стоимости, гражданам, не являющимся членами кооператива, — по свободным ценам».

2. В решении правления записано: «разрешить продажу жилых домов по договорным ценам». Каждое заявление на покупку дома рассматривается на правлении СПК и правление по каждому случаю определяет цену, по которой будет продан данный жилой дом с учетом того, является ли гражданин, желающий приобрести жилой дом в собственность, членом СПК.

Каков порядок отражения в учете данной операции? Каков порядок уплаты налогов и неналоговых платежей? Как нужно рассматривать разницу в 70 % стоимости (первый случай), которая не будет оплачена покупателем (как материальную помощь, подарок или по-другому)? Хозяйство является плательщиком единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, жилищный фонд является объектом для начисления амортизации, однако потеря их стоимости в балансе не показывается, а отражается на забалансовом счете 014. И если при списании объекта его первоначальная стоимость списывается в дебет счета 83 (сумма накопленной амортизации — по кредиту счета 014), то при продаже эту же стоимость необходимо отразить по дебету счета 91 (сумму накопленной амортизации тоже по кредиту счета 014); если объект будет продан по цене ниже первоначальной стоимости, организация получит убытки.

В связи с тем, что вопрос продажи объектов жилищного фонда организациями частной формы собственности законодательно не урегулирован, автор высказывает свою точку зрения по данному вопросу, которая может отличаться от точки зрения официальных источников.

 К сожалению, не известны ни первоначальная стоимость объекта, ни оценочная стоимость, ни сумма накопленной амортизации. Поэтому все операции, подлежащие отражению на счетах бухгалтерского учета, будут приведены без указания сумм. 

Итак, автор считает, что операции по выбытию объектов жилищного фонда необходимо отразить следующими записями на счетах бухгалтерского учета:

№ п/п

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

1

83

01

Отражена первоначальная стоимость объекта в сумме накопленной амортизации на забалансовом счете 014.

2

45

Списывается остаточная стоимость объекта. Согласно Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. № 127 (в редакции постановления от 29 декабря 2007 г. № 208) доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы от продажи основных средств отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с учетной политикой организации. Это дает нам основание отразить остаточную стоимость с использованием счета 45, принимая во внимание, что учетной политикой установлен порядок определения выручки по мере поступления денег.

3

 

014

Отражена потеря стоимости объектов жилищного фонда.

4

50, 51 и др.

91

Отражена оплата в сумме, определенной договором купли-продажи объекта.

5

91 (99)

99 (91)

Списан финансовый результат — прибыль (убыток).

Согласно ст. 210 ГК собственнику имущества принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Как установлено ст. 424 ГК, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Статьей 455 ГК определено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи (если иное не предусмотрено законодательством), а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законодательством, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

Таким образом, законодательством может быть предусмотрен и иной порядок определения цены. Например, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» в Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом, применяются свободные цены (тарифы). Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются согласно ст. 7 Закона:

  • на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
  • на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Жилые помещения не включены в перечень товаров, в отношении которых применяются регулируемые цены, следовательно, их цена определяется сторонами в соответствии со ст. 455 ГК при заключении договора.

В связи с изложенным, по мнению авторы, разницу в стоимости, которая не будет оплачена покупателем, нельзя рассматривать как материальную помощь, подарок или по-другому, тем более, что эта цена может превышать остаточную стоимость продаваемого объекта жилищного фонда.

Выручка от реализации основных средств участвует при расчете единого налога для производителей сельхозпродукции, что определено Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27. Исчисление налога производится от валового дохода, который согласно п. 2 названного Декрета определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. При этом в случае определения валовой выручки, облагаемой единым налогом, не учитываются средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству, стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм. А по крестьянским (фермерским) хозяйствам — и выручка от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, произведенной этими хозяйствами в течение трех лет с момента их регистрации.

В соответствии с подп. 2.12 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» обороты по реализации на территории республики объектов жилищного фонда и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда подлежат освобождению от налогообложения.

14 января 2008 г. наниматель предоставляет работнику трудовой отпуск за рабочий год с 8 июля 2008 г. по 7 июля 2009 г. на 11 календарных дней, т.е. досрочно. При этом работник обращается к нанимателю с заявлением о выплате материальной помощи к отпуску в размере должностного оклада в соответствии с Коллективным договором, согласно которому наниматель обязан при наличии средств фонда потребления оказывать материальную помощь работникам при уходе в трудовой отпуск в размере должностного оклада, действующего на момент выплаты; работникам, не использовавшим ежегодный отпуск, материальную помощь выплачивать в конце года. Наниматель принял решение выплатить материальную помощь в размере должностного оклада к отпуску, предоставленному досрочно за 2008 г.

14 января 2008 г. на основании указанных распорядительных документов работнику выплачены денежные средства в сумме 1 млн руб., в т.ч. материальная помощь к отпуску — 664 020 руб. и отпускные за 11 календарных дней — 424 578 руб. (за минусом подоходного налога).

С 16 января 2008 г. приказом наниматель отзывает работника из трудового отпуска в связи с производственной необходимостью и с согласия работника с предоставлением неиспользованной части отпуска в другое время.

С 16 января 2008 г. по 21 января 2009 г. наниматель переводит работника временно (в связи с необходимостью продолжения начатого лечения) на сокращенный рабочий день продолжительностью 4,5 ч.

Приказом нанимателя 21 января 2008 г. работник уволен в порядке перевода по п. 4 ст. 35 ТК для дальнейшей работы на ЧУП «Светотехника» ОО «БелТИЗ». При этом в приказе «О прекращении трудового договора» наниматель дает распоряжение «…удержать авансом предоставленный отпуск — 18 календарных дней». Бухгалтером произведен расчет в день увольнения работника:

Начислено:

  • заработная плата за 11 отработанных дней января месяца в сумме 350 982 руб.;
  • отпуск за 2 дня в сумме 77 196 руб.

Удержано:

  • сумма за товары, проданные в кредит, — 374 656 руб.;
  • профсоюзные взносы в сумме 4282 руб.;
  • выплата за авансом предоставленный отпуск (18 календарных дней) — 694 764 руб.;
  • ранее произведенная выплата (14 января 2008 г.) в сумме 1 000 000 руб.

Итого, задолженность работника перед предприятием составила 1 645 524 руб. Как правильно в данной ситуации бухгалтеру произвести расчет работнику при увольнении?

Прежде всего обратим внимание на допущенное нарушение законодательства при выплате отпускных — выплата произведена в первый день отпуска.

В соответствии со ст. 176 ТК наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее, чем за два дня до начала отпуска, а Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 установлено, что средний заработок за все время отпуска выплачивается не позднее, чем за один день до начала отпуска.

Вопросы предоставления трудовых отпусков регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь. С 20 января 2008 г. действует новая редакция отдельных статей Трудового кодекса Республики Беларусь. Приведем интересующие нас статьи в новой и прежней редакции, представив их в виде таблицы (статьи, содержание которых претерпело изменения, отмечены курсивом).

Таблица.

Номер статьи

Содержание

В редакции, действовавшей до 20 января 2008 г.

В редакции, действующей с 20 января 2008 г.

153

Трудовой отпуск предоставляется за работу в течение года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка.

Трудовой отпуск предоставляется за работу в течение рабочего года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка.

163

Рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, — промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу.

Рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, — промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу.

166

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя.

 

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

167

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующие рабочие годы предоставляются в любое время рабочего года.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующие рабочие годы предоставляются в любое время рабочего года.

В связи с тем, что с 14 января 2008 г. предоставлен отпуск за рабочий год с 8 июля 2008 г. по 7 июля 2009 г. с нарушением норм Трудового кодекса, начисленные суммы не могут быть включены в затраты на производство продукции (работ, услуг).

В соответствии с подп. 2.7.1.7 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции (работ, услуг) включается (отражаются по элементу «Расходы на оплату труда») в т.ч.:

– оплата в соответствии с действующим законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с сохранением заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск и др.

Удержать необоснованно выплаченные суммы из заработной платы работника в данной ситуации весьма проблематично. Статьей 107 ТК определено, что заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки.

Кроме того, согласно п. 2 этой же статьи удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Однако удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в п. 4 ст. 35 ТК (перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность).

Таким образом, все начисленные суммы могут быть списаны лишь за счет собственных источников или взысканы в установленном законодательством порядке с лиц, виновных в нарушении законодательства, что и привело к таким последствиям. К сведению: согласно ст. 152 ТК отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (28), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.