№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Нарушения, допускаемые нанимателями при применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

Рубрика «К вам пришла проверка»

А.Л. ВЫШНИКОВ, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда

Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 22 декабря 2006 г. № 162, с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция о порядке применения ЕТС), подробно регламентирует механизм определения тарифной части заработной платы работников.

Учитывая, что вопросы оплаты труда являются важнейшими для работников, при проведении каждой проверки соблюдения законодательства о труде в коммерческих организациях Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь изучаются вопросы применения нанимателем Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС).

Подводя итоги контрольно-надзорной деятельности за 2007 г. можно привести следующие цифры:

Департаментом государственной инспекции труда проведено 9059 проверок соблюдения нанимателями требований законодательства о труде в части применения ЕТС. По итогам данных проверок выявлено 110 нанимателей, допустивших нарушения Инструкции о порядке применения ЕТС. За выявленные нарушения к административной ответственности в виде штрафа привлечено 79 должностных лиц нанимателей (на общую сумму 33 млн руб.), а также (до вступления в силу нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) 31 юридическое лицо (на общую сумму 42,2 млн руб.).

В соответствии с п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» (далее — Декрет № 17) определено, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе ЕТС. В связи с принятием данного нормативного правового акта применение ЕТС стало обязательным для всех коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем после принятия Декрета № 17 в ходе проверок соблюдения законодательства о труде, проведенных Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, было выявлено большое количество организаций, которые не применяли ЕТС при оплате труда своих работников. В связи с большим количеством такого рода нарушений Советом Министров Республики Беларусь было принято решение об ужесточении санкций за несоблюдение п. 1 Декрета № 17. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1646 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1993 г. № 664» было установлено, что за нарушение порядка применения ЕТС при осуществлении оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, на них налагается штраф в размере от 50 до 100 базовых величин. Данные штрафные санкции применялись непосредственно к юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) и позволили в значительной мере уменьшить количество нарушений законодательства о труде в части неприменения ЕТС.

Со вступлением в силу с 1 марта 2007 г. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях законодателем была изменена ответственность за нарушение порядка применения ЕТС. Так, в настоящее время ч. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает за данное нарушение административную ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин. При этом санкции применяются к виновному должностному лицу нанимателя.

В настоящее время случаи, когда организация вообще не применяет ЕТС, встречаются довольно редко. Как правило, штатное расписание организации, в соответствии с которым производится оплата труда работников, содержит сведения о тарифных разрядах работников и соответствующих им тарифных коэффициентах. Выявляемые нарушения в большинстве случаев связаны с неверным установлением данных тарифных разрядов либо с тем, что нанимателем не учтены особенности применения ЕТС.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 «О внесений дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285» установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки). Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 302, последним предоставлена возможность льготного образования унитарного предприятия. Результаты проверок соблюдения законодательства о труде индивидуальными предпринимателями в подавляющем большинстве случаев показывали, что данной категорией нанимателей допускается большое количество нарушений (в т.ч. по оплате труда работников). Учитывая, что многие наниматели воспользуются предоставленным законодательством правом преобразования в унитарное предприятие, что позволит им продолжить хозяйственную деятельность с привлечением любого числа наемных работников (т.е. более ранее установленных трех), можно прогнозировать большое количество нарушений данными нанимателями при применении ЕТС.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 было издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 года № 17». Пунктом 1 данного постановления указано осуществлять перевод работников, нанимателями которых являются коммерческие организации, кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями, и индивидуальные предприниматели, на условия оплаты труда, соответствующие требованиям Декрета № 17, путем совершенствования состава заработной платы в пределах средств на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на момент его проведения.

Некоторые наниматели неверно понимают данную норму, что ведет к нарушению ими законодательства о труде и в итоге – к привлечению к предусмотренной законодательством административной ответственности в виде штрафа.

Пример 1

При проведении проверки соблюдения законодательства о труде на совместном предприятии, расположенном в Минском районе Минской области, было установлено, что нанимателем не применяется ЕТС при оплате труда работников. В штатном расписании организации, иных локальных нормативных актах отсутствовали сведения о тарифной ставке 1-го разряда, установленной в организации, тарифных разрядах и соответствующих им тарифных коэффициентах работников. В организации в отношении всех работников применялась повременная форма оплаты труда, но месячные тарифные ставки (оклады) работников были установлены произвольно. Несоблюдение ЕТС директор организации мотивировал тем, что в п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 года № 17» указано, что ЕТС применяется ко всем коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Директором неверно истолкован нормативный правовой акт.

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь (в форме постановления) принимаются во исполнение Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь и соответственно не должны противоречить данным актам. Очевидно, что если Декретом № 17 установлена обязанность для всех коммерческих организаций применять ЕТС, то Совет Министров не вправе изменить данную норму.

Таким образом, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 во исполнение Декрета № 17 определяет лишь механизм перехода коммерческой организации от действовавших у нее форм и систем оплаты труда к оплате труда на основе ЕТС (путем совершенствования состава заработной платы в пределах средств на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на момент его проведения). Данный механизм перехода к оплате труда на основе ЕТС коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе определить самостоятельно.

По результатам проверки нанимателю было выдано обязательное для исполнения предписание о приведении условий оплаты труда работников в соответствие с требованиями п. 1 Декрета № 17. Директор совместного предприятия был привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Тарифная часть заработной платы работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей состоит из тарифных ставок, тарифных должностных окладов, расчетных ставок, расчетных должностных окладов, ставок, должностных окладов и фиксированных должностных окладов (п. 1 Инструкции о порядке применения ЕТС).

Вместе с тем применение ЕТС невозможно без использования в совокупности с ней иных элементов тарифной системы (п. 2 Инструкции о порядке применения ЕТС):

1. Тарифная ставка 1-го разряда, которая устанавливается каждой организацией самостоятельно и является своеобразным показателем экономической состоятельности организации, эффективности труда всех ее работников.

Прежде всего наниматель должен учитывать, что установленный им размер тарифной ставки 1-го разряда не может быть ниже размера тарифной ставки 1-го разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. В противном случае, виновное должностное лицо нанимателя (например, директор либо главный бухгалтер) может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа, предусмотренной ч. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в размере до 20 базовых величин). Размер тарифной ставки 1-го разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, на момент написания статьи составляет 70 000 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2007 г. № 1444 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (28), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.