№ 5, май 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Учет фирменной одежды, выдаваемой сотрудникам предприятия

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ТАТЬЯНА МАКСИМЧУК, экономист

Одна из основных задач любого уважающего себя предприятия — создание и сохранение положительного имиджа предприятия на рынке и в сознании потребителя, что в дальнейшем позволит иметь стабильное и устойчивое финансовое положение.

Фирменная одежда как отражение фирменного стиля предприятия

Для достижения этого могут применяться: пропаганда, отклики прессы, использование редакционного места и (или) времени во всех средствах массовой информации, организация интервью с руководителями предприятия, проведение дней открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы, опубликование годовых отчетов предприятия, участие в выставках и ярмарках и т.п.

Неотъемлемой частью решения данной задачи является также разработка и поддержание фирменного стиля.

Под фирменным стилем понимается ряд приемов, которые, с одной стороны, обеспечивают определенное единство всех изделий предприятия, а с другой — противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам.

Наличие фирменного стиля свидетельствует о том, что предприятие работает образцово, поддерживает порядок во всем, как в производстве, так и сопутствующей ему деятельности; покупатель может быть уверен в том, что за анонимностью оно не стремится скрыть низкое качество своей продукции.

Фирменный стиль подразумевает наличие товарного знака, логотипа (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия), фирменного блока (объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги), фирменного цвета, фирменного комплекта шрифтов, фирменных констант (формат, система верстки текста и иллюстраций и т.п.), фирменных радиопозывных, гимна, особой фактуры бумаги и фирменной одежды.

Основные отличия фирменной одежды от форменной одежды

Многие предприятия стремятся «одевать» своих сотрудников, кто-то — в силу действующего законодательства, а кто-то — по собственной инициативе. Одежда, выдаваемая при этом сотрудникам, может быть либо форменной, либо фирменной.

С сожалением приходится констатировать тот факт, что в настоящее время в законодательстве не содержится четкого определения каждого вида одежды, поэтому попытаемся разграничить их самостоятельно и понять порядок учета в целях налогообложения.

Главным отличием форменной одежды от фирменной является то, что обязательность ношения форменной одежды продиктована требованиями законодательства либо специальными отраслевыми требованиями, а фирменной — нет.

Форменная одежда — это комплект одежды, предназначенный для ряда служащих, ношение которого предопределено законодательством Республики Беларусь (нормативными актами или ведомственными распорядительными документами).

Законами или иными нормативными правовыми актами (типовыми отраслевыми нормами, локальными нормативными актами либо ведомственными распорядительными документами) определяются:

  • порядок носки форменной одежды: форменная одежда может предоставляться в личное постоянное пользование либо для использования только на работе без передачи в личное постоянное пользование;
  • перечень должностей работников, дающих право на ношение форменной одежды и знаков различия;
  • нормы и сроки носки форменной одежды;
  • категории работников, которым форменная одежда выдается бесплатно или со скидкой в пределах установленных министерству (ведомству) лимитов и нормативов.

Состав форменной одежды устанавливается соответствующим министерством или ведомством. Например, могут быть следующие варианты формы одежды:

  • представительская (выходная, используемая при получении государственных наград, в дни праздников, на торжественных или юбилейных заседаниях, на официальных приемах);
  • повседневная (используемая при исполнении служебных обязанностей и в свободное от службы время);
  • специальная (используемая при исполнении служебных обязанностей в особых условиях).

Форменная одежда в отличие от спецодежды не призвана защищать работников от воздействия каких-либо вредных факторов, она должна отражать специфику отрасли (таможенные органы, железнодорожный транспорт, авиация и др.) и предназначена, в первую очередь, для ряда государственных служащих, которым в силу закона положено обмундирование при исполнении служебных обязанностей.

Форменная одежда и обувь изготавливается в строгом соответствии с техническим описанием предметов форменной одежды и обуви, утвержденными нормативными актами или ведомственными распорядительными документами, как в централизованном порядке, так и в порядке индивидуального пошива. Форма, порядок и сроки предоставления заявок также устанавливаются нормативными актами или ведомственными распорядительными документами.

Форменная одежда, как правило, имеет знаки отличия, нашивки, которые отражают отношение работника к той или иной отрасли и его статус, и выдается работникам, согласно утвержденным перечням.

Так, если право ношения форменной одежды и обуви предоставляется сотрудникам, имеющим персональные звания, и может выдаваться бесплатно, за 50 % или 100 % стоимости согласно табелю, то право на ношение фирменной одежды имеет любой сотрудник предприятия.

Фирменная одежда, как и форменная, призвана идентифицировать принадлежность работника к конкретному предприятию, только обеспечение ею сотрудников производится не в силу каких-либо отраслевых нормативных актов, а может устанавливаться решением руководства (локальным нормативным актом) организации. Поэтому фирменная одежда для сотрудников приобретается предприятиями по их частной инициативе, и ни в коей мере это не связано с охраной жизни и здоровья сотрудников.

Фирменная одежда является частью фирменного стиля организации. Как правило, она имеет единый фасон, фирменные цвета, а иногда — отличительные знаки, демонстрирующие статус работника.

Непосредственно через одежду сотрудников организация стремится донести определенную информацию о себе: кто-то решит подчеркнуть деловитость, нарядив персонал в строгие костюмы, кто-то — чистоплотность, одев работников в светлую униформу, кому-то захочется сделать составной частью своего имиджа этнический элемент. При этом одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать логотип фирмы или ее символику.

Фирменная одежда — это комплект одежды, ношение которого предопределено локальными (внутренними) нормативными актами и целями представительского характера, предназначенный для отражения специфики деятельности организации, а также демонстрации принадлежности работника к определенному предприятию (организации).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 5 (29), май 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.