№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Возмещение потерь денежных доходов населения от инфляции

Рубрика «Расчеты и начисления»

С.И. ДУБРОВСКИЙ, экономист Н.В. СВИРИД, экономист

В условиях нестабильности цен на потребительские товары и услуги (в мае 2007 г. по отношению к маю 2006 г. индекс потребительских цен на товары и услуги составляет 107,0 %, в мае 2008 г. к маю 2007 г. — 115,8 %, а за 5 месяцев текущего года (май 2008 г. к декабрю 2007 г.) — 106,6 %) снижается покупательская способность денежных доходов населения.

С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:

  • индексация доходов населения с учетом инфляции;
  • индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.

Так, в новой редакции ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусмотрена индексация заработной платы как в связи с инфляцией (как это предусматривалось данной статьей в прежней редакции), так и при несвоевременной ее выплате. При этом индексация осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Наряду с указанной статьей правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон), а индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты — п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».

Индексация доходов населения с учетом инфляции

Общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь, регулируется Законом. Во исполнение Закона Министерство труда Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь постановлением-приказом от 18 марта 1999 г. № 26/55 утвердили Инструкцию о порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция), которая определяет:

  • условия наступления и порядок проведения индексации;
  • объекты, субъекты и источники индексации;
  • особенности проведения индексации для некоторых категорий населения.

В соответствии с подп. 1.2 Инструкции индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия. При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда (ставки, оклады), пособий, стипендий, денежного довольствия (п. 13 Инструкции).

Так, для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, индексация может осуществляться в виде установления Правительством Республики Беларусь новой тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы.

Физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется нанимателями в соответствии с коллективными договорами (соглашениями).

Таким образом, заработная плата и другие выплаты стимулирующего характера работников коммерческих организаций (кроме организаций, финансируемых из бюджета и не пользующихся государственными дотациями) индексируются в порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями). Если коллективным договором, принятым в организации, либо соглашением индексация заработной платы и других выплат стимулирующего характера за выполненную работу не предусмотрена, то она и не производится. В качестве базового уровня потребительских цен для дальнейшей индексации заработной платы работников таких организаций принимается месяц, в котором в организации были повышены тарифные ставки (оклады).

При этом пособия, доплаты и компенсации, выплачиваемые работникам коммерческих организаций из фонда социальной защиты и бюджета, подлежат индексации в соответствии с Инструкцией (при индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета) независимо от порядка, предусмотренного коллективным договором (соглашением).

Следовательно, месяцы, принимаемые в качестве базового, при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов в организациях, финансируемых из бюджета, и в коммерческих организациях, как правило, не совпадают.

Пример 1

Тарифная ставка 1-го разряда, устанавливаемая Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, с 1 апреля 2008 г. составляет 73 000 руб. Предположим, что в коммерческой организации тарифные ставки (оклады) повышены (установлены) в мае 2008 г.

Для индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, а также пособий, стипендий, денежного довольствия, доплат и компенсаций, выплачиваемых из бюджета и фонда социальной защиты, в качестве базового уровня цен принимаются цены за апрель 2008 г. Для индексации заработной платы работников коммерческой организации в качестве базового уровня цен принимаются цены за май 2008 г.

Условия наступления и порядок проведения индексации изложены в п. 3 Инструкции.

В соответствии с подп. 3.1 Инструкции индексация доходов населения в денежных единицах Республики Беларусь производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит 5-процентный порог.

Поскольку индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия, то для следующей индексации в этом случае индекс потребительских цен исчисляется нарастающим итогом с момента указанного единовременного пересмотра.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (32), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.