№ 9, сентябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Типичные ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования при изъятии у них документов налоговыми органами

Рубрика «К вам пришла проверка»

ДЕНИС КОВАЛЬКОВ, юрист

Изъятие документов — одна из мер, применяемых налоговыми органами в процессе проводимых ими проверок организаций — плательщиков налогов. Как показывает практика, плательщики недостаточно информированы об условиях и порядке осуществления изъятия документов, не в полной мере реализуют предоставленные им законодательством права. Рассмотрим наиболее часто допускаемые субъектами хозяйствования в ходе налоговых проверок ошибки, связанные с изъятием у них документов налоговыми органами.

Недопуск проверяющих к местам хранения документов

Для изъятия документов должностным лицам налоговых органов необходим доступ в помещения, принадлежащие плательщикам. Правовой режим такого доступа различен в зависимости от того, кому это помещение принадлежит. Согласно ст. 74 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) доступ налоговых органов в жилые помещения, а также в иные законные владения помимо или против воли физических лиц допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) налогового органа и при наличии информации о фактах хранения и (или) реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка либо о фактах сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений без уплаты налога. 

Четкого ответа на вопрос, вправе ли должностные лица налоговых органов входить в производственные помещения и иные владения организаций, не спрашивая согласия представителя проверяемого лица или вопреки воле представителя проверяемой организации, Налоговый кодекс не дает. Из содержания п. 95 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогами и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124 (далее — Инструкция), можно сделать вывод о том, что в случае, если проверяемый отказывает в допуске в помещения, проверяющие не вправе туда входить. Но в такой ситуации осмотр помещения может иметь место при содействии территориального органа Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Представляет интерес право проверяющих произвести при содействии правоохранительных органов вскрытие помещения или иного места, где могут находиться требуемые документы, с повреждением запоров, дверей и других препятствующих изъятию предметов. В Инструкции не сказано, какова роль правоохранительных органов при изъятии документов. По мнению автора, действия должностных лиц самих налоговых органов по преодолению чинимых плательщиком препятствий недопустимы (например, если заперта дверь, ее нельзя ломать), как недопустимо и физическое принуждение (применение силы) со стороны налоговых органов.

Какие же права имеют правоохранительные органы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел» (далее — Закон). Согласно ст. 25 Закона сотрудники органов внутренних дел имеют право входить беспрепятственно, а при необходимости — с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление. В силу ст. 27 Закона сотрудник органов внутренних дел применяет физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, подручные средства для преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

Как видно, в отсутствие признаков совершаемого или совершенного преступления даже органам милиции невозможно попасть в запертые помещения, если их собственник (владелец) этого не желает. Однако у проверяющих есть альтернативный вариант: при недопущении их на территории или в помещения плательщика составляется подписываемый проверяющими и плательщиком акт, на основании которого должностное лицо налогового органа вправе определить суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате, на основании имеющихся у него сведений о данном плательщике (п. 2 ст. 74 НК). В пункте 94 Инструкции уточняется, что данное правило относится к тем случаям, когда указанное недопущение повлекло невозможность проверки документов бухгалтерского и (или) налогового учета, а также иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), и документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность проверяемого лица. Следует отметить, что в результате недопущения проверяющих в помещения плательщика сумма доначисленных налогов может намного превышать реальную сумму налогов, подлежащую уплате.

Кроме того, в соответствии с п. 35 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11, частное унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа при условии препятствования собственника имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами. 

Неисполнение в установленный срок запроса о представлении документов

При совершении этой ошибки плательщик не исполняет запрос о представлении документов, что приводит к изъятию подлинников документов. Вынесению постановления об изъятии документов должен предшествовать отказ плательщика представить документы по запросу должностных лиц налоговых органов, осуществляющих проверку (запрос направляется проверяемому лицу согласно ст. 75 НК). Поскольку по запросу могут быть представлены не подлинники документов, а их копии, то плательщику целесообразно исполнить запрос в соответствии со ст. 75 НК. Тем самым процедуры изъятия подлинников можно избежать. Но представить подлинники документов для осмотра (на предмет соответствия их требуемой форме, отсутствия фактов подлога) и изучения содержания по требованию проверяющего необходимо. Это один из методов проведения налоговой проверки.

Отказ в представлении документов по мотивам непроведения налоговой проверки в отношении лица, которому адресован запрос

Согласно ст. 75 НК должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать необходимую для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика, как у проверяемого лица, так и у иных организаций или физических лиц. То есть требовать представления документов налоговый орган вправе и от лиц, в отношении которых проверка не проводится, но которые располагают необходимыми сведениями (контрагенты плательщика, банки, другие владельцы разного рода информации о плательщике). При этом за непредставление в установленный срок плательщиком, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также за представление недостоверных сведений установлена административная ответственность должностных лиц организаций по ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Представляется, что требуемые у лица, у которого проводится встречная проверка, документы должны иметь непосредственное отношение к деятельности лица, в отношении которого проводится основная проверка. Однако ограничений по объему или виду требуемых при этом документов Налоговый кодекс не устанавливает.

Что же касается изъятия документов по причине их непредставления по запросу налогового органа, то такая мера возможна только в отношении лица, у которого проводится проверка (п. 4 ст. 75, ст. 76 НК). Но проверка может быть не основной, а встречной, т.е. проводимой у контрагентов и иных лиц, связанных какими-либо отношениями с лицом, в отношении которого проводится основная проверка. Встречная проверка может быть назначена в случае необходимости сопоставления содержания разных экземпляров одного и того же документа, а также имеющихся у проверяемого лица записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других лиц, от которых получены или которым выданы денежные средства, товарно-материальные ценности и документы. В этом случае такие лица автоматически становятся проверяемыми лицами, а значит, у них может быть произведено изъятие документов в случае их непредставления по запросу налогового органа.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (33), сентябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.