№ 1, январь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Налоговое законодательство: правила, которые нужно знать каждому

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

Денис КОВАЛЬКОВ, юрист

Юридическая сила акта налогового законодательства

Для того чтобы акт налогового законодательства был обязательным для применения, он должен иметь юридическую силу. Это возможно, если соблюдены следующие условия:

  1. акт принят соответствующим государственным органом в рамках его компетенции;
  2. соответствует актам более высокой юридической силы;
  3. выполнены установленные требования к его официальному опубликованию.

Подробнее остановимся на втором условии. Знание иерархии актов законодательства чрезвычайно важно. Ведь различные нормативные правовые акты по одному и тому же вопросу нередко противоречат друг другу. Согласно ст. 71 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о нормативных правовых актах) в случае такого противоречия следует руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

Наибольшей юридической силой в сфере налогообложения обладают международные договоры Республики Беларусь (большинство из них посвящено вопросам устранения двойного налогообложения доходов). Согласно п. 2 ст. 5 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в Республике Беларусь действует приоритет норм международных договоров по вопросам налогообложения по отношению к любому акту внутригосударственного налогового законодательства. К международным договорам Республики Беларусь приравниваются международные договоры бывшего СССР, поскольку при заключении Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. Республика Беларусь обязалась гарантировать выполнение международных обязательств, вытекающих для нее из договоров бывшего СССР. Отметим, что международные договоры могут иметь различные названия (соглашение, договор, конвенция, протокол, пакт, решение и т.д.), что не влияет на их юридическую силу.

Среди актов, принимаемых (издаваемых) государственными органами Республики Беларусь, наибольшую силу имеют законодательные акты, т.е. декреты, указы Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь.

Акты как министерств и государственных комитетов, так и областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполкомов (последние принимаются по вопросам взимания местных налогов и сборов) должны пройти обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции Республики Беларусь. По результатам экспертизы Министерством юстиции принимается заключение, на основании которого акт включается в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА). Акты районных и городских (городов областного подчинения) Советов депутатов проходят такую экспертизу в управлениях юстиции областных исполнительных комитетов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (37), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.