№ 1, январь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О профессиональном пенсионном страховании в Республике Беларусь

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь начинает действовать Закон от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон № 322-З), на введение которого, учитывая отсутствие какого-либо опыта в данной области, был отведен почти годичный период. Закон № 322-З направлен на формирование дополнительной правовой базы, обеспечивающей проведение обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Смысл нововведения заключается в выстраивании новой модели пенсионной системы, заключающейся в установлении более тесной связи размера пенсии и объема уплаченных пенсионных взносов, сокращении ее зависимости от роста средней заработной платы в республике. Профессиональное пенсионное страхование — это один из этапов реформы пенсионной системы, который начинает реализовываться с принятием Закона № 322-З и основывается на изменении источника финансирования досрочных пенсий по условиям труда, появившегося в связи с введением обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. В целом профессиональное пенсионное страхование направлено на освобождение общей пенсионной системы от расходов на досрочные пенсии по условиям труда.

Принятие Закона № 322-З выполняет и еще одну важнейшую задачу — дальнейшее сближение законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и Российской Федерации, предусмотренное ст. 31 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., определившего, что в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения.

Республика Беларусь не имеет негосударственных пенсионных фондов, опираясь на опыт в Российской Федерации, где они оказались неубедительными участниками рынка с низкими объемами собственного имущества, в связи с чем ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой) назначаются и уплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд), образующихся за счет уплаты плательщиками обязательных страховых взносов и иных платежей, перечень которых предусмотрен Указом Президента от 5 июня 2000 г. № 318. Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В число трудовых пенсий включаются досрочные пенсии, назначаемые за работу с особыми условиями труда, работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, за выслугу лет. По некоторым видам досрочных пенсий работодатели из средств, предназначенных на оплату труда, возмещают Фонду расходы на их выплату.

Например, право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые полный рабочий день на работах относящихся к категории «другие» с вредными и тяжелыми условиями труда, включенных в Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работе с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 (далее — Список № 2), с учетом аттестации рабочих мест, при достижении мужчинами 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет (из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах) и женщинами — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет (из них не менее 10 лет на указанных работах). В данном случае работодатели выплачивают Фонду средства из расчета 10 % среднегодовой численности работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств организации, предназначенных на оплату труда, до достижения ими пенсионного возраста. Расходы на выплату пенсий по инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и пенсий по случаю потери кормильца вследствие указанных причин, возмещаются Фонду из средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах». При назначении досрочных пенсий в иных случаях источником финансирования являются средства Фонда.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (37), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.