№ 1, январь 2009
Купить этот номер в электронном виде
Скачать демо-номер
|
← Назад к номеру журнала
Потери рабочего времени из-за простоев: учет, оплата и предотвращение
Н.В. СВИРИД,
экономист
Е.В. ХОМЯК,
экономист
Внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, в первую очередь средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, робототехники, новых технологий, подкрепленное высоким уровнем организации производства и труда, обеспечивает рациональное использование рабочего времени, т.к. трудовые процессы в значительной мере регулируются техническими параметрами работающего оборудования. Для многих промышленных предприятий такие условия труда — очевидная реальность. Однако в ряде отраслей, главным образом в силу специфики производства, имеют место потери рабочего времени из-за простоев.
Определение простоя дано в ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК):
простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.).
Статья 71 ТК подразделяет простой не по вине работника и простой по вине работника, в зависимости от которых решается вопрос: «оплачивается или не оплачивается время простоя?». В связи с этим в случае простоя необходимо изучать причину его появления и устанавливать виновную сторону.
Причины простоев
Простои не по вине работника возникают чаще всего вследствие невыполнения нанимателями обязанностей по обеспечению надлежащих условий труда. Эти обязанности возложены на нанимателя ст. 89 ТК и включают:
-
обеспечение заказов и объемов работ;
-
исправное состояние машин, станков и приспособлений;
-
своевременное обеспечение технической документацией;
-
надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача;
-
своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания;
-
безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.).
Вина работника также отсутствует, когда простой произошел по независящим от него причинам, к которым, в частности, могут быть отнесены:
-
стихийное бедствие;
-
период, когда работнику, принятому на работу в организацию, фактически не была предоставлена возможность выполнять работы;
-
опоздания прибытия к месту работ специального автотранспорта по доставке рабочих;
-
отсутствие или задержка указаний технического персонала;
-
приостановка работ, ведущихся на открытом воздухе, из-за низкой температуры (например, согласно коллективному договору ОАО «МАПИД» такой температурой является минус 25оС и ниже).
И наоборот, вина работника в простое может быть связана с недобросовестным выполнением своих трудовых обязанностей, установленных ему нанимателем, исходя из ст. 53 ТК, согласно которой работник обязан:
-
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, в т.ч. выполнять установленные нормы труда;
-
подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам;
-
не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
-
обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;
-
соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;
-
бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;
-
принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (37), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Не пропустите новые статьи, следите в социальных сетях:
|