№ 1, январь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Потери рабочего времени из-за простоев: учет, оплата и предотвращение

Рубрика «Расчеты и начисления»

Н.В. СВИРИД, экономист Е.В. ХОМЯК, экономист

Внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, в первую очередь средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, робототехники, новых технологий, подкрепленное высоким уровнем организации производства и труда, обеспечивает рациональное использование рабочего времени, т.к. трудовые процессы в значительной мере регулируются техническими параметрами работающего оборудования. Для многих промышленных предприятий такие условия труда — очевидная реальность. Однако в ряде отраслей, главным образом в силу специфики производства, имеют место потери рабочего времени из-за простоев.

Определение простоя дано в ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК):

простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.).

Статья 71 ТК подразделяет простой не по вине работника и простой по вине работника, в зависимости от которых решается вопрос: «оплачивается или не оплачивается время простоя?». В связи с этим в случае простоя необходимо изучать причину его появления и устанавливать виновную сторону.

Причины простоев

Простои не по вине работника возникают чаще всего вследствие невыполнения нанимателями обязанностей по обеспечению надлежащих условий труда. Эти обязанности возложены на нанимателя ст. 89 ТК и включают:

  • обеспечение заказов и объемов работ;
  • исправное состояние машин, станков и приспособлений;
  • своевременное обеспечение технической документацией;
  • надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача;
  • своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания;
  • безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.).

Вина работника также отсутствует, когда простой произошел по независящим от него причинам, к которым, в частности, могут быть отнесены:

  • стихийное бедствие;
  • период, когда работнику, принятому на работу в организацию, фактически не была предоставлена возможность выполнять работы;
  • опоздания прибытия к месту работ специального автотранспорта по доставке рабочих;
  • отсутствие или задержка указаний технического персонала;
  • приостановка работ, ведущихся на открытом воздухе, из-за низкой температуры (например, согласно коллективному договору ОАО «МАПИД» такой температурой является минус 25оС и ниже).

И наоборот, вина работника в простое может быть связана с недобросовестным выполнением своих трудовых обязанностей, установленных ему нанимателем, исходя из ст. 53 ТК, согласно которой работник обязан:

  1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, в т.ч. выполнять установленные нормы труда;
  2. подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам;
  3. не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
  4. обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;
  5. соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;
  6. бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;
  7. принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (37), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.