№ 2, февраль 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О порядке реализации Закона «Об охране труда» в 2009 году

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Принятие Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон), вступившего в силу со 2 января текущего года, стало значимым явлением для системы национального трудового законодательства, поскольку с его появлением в Республике Беларусь завершается формирование самостоятельного института обеспечения безопасности жизни, здоровья и работоспособности граждан в процессе их трудовой деятельности.

Новым направлением следует считать распространение требований об охране труда работающих на всех работодателей любой отрасли экономики. Закон применим к лицам, работающим по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также к главам и членам крестьянских (фермерских) хозяйств. Распространяется он также на обучающихся и воспитанников учреждений образования, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях, в т.ч. в период прохождения производственной практики; на военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; на лиц, содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ; на привлекаемых к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения; на лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с расширением сферы применения законодательства об охране труда Законом введено обязательное условие о создании организацией службы охраны труда, задачей которой является обеспечение соблюдения требований по охране труда.

Появление службы охраны труда в организациях не является новым направлением государственного регулирования трудовых отношений, что подтверждается ст. 227 Трудового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели в производственной сфере вводят должности специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку при численности работающих свыше 100 человек, в других отраслях — свыше 200 человек. В то же время данное требование Трудового кодекса применимо только для трудовых отношений и не используется наймодателями в иных случаях.

Поскольку Законом для нанимателей сохранены, а для иных работодателей установлены единые требования по созданию службы охраны труда, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2008 г. № 1471 делегированы полномочия Министерству труда и социальной защиты на принятие ряда нормативных правовых актов в целях реализации Закона, среди которых в т.ч. названы типовое положение о службе охраны труда и акт о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

28 ноября 2008 г. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь приняты несколько постановлений, из них № 172–174 посвящены порядку создания службы охраны труда, № 175 — правовому регулированию обучения работников по охране труда, № 176 — разработке и принятию локальных нормативных актов по охране труда, № 179 — проведению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда работников организации. Постановления № 174 и № 175 введены в действие 2 января 2009 г., остальные вступают в силу с момента их официального опубликования.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 174 внесены изменения и дополнения в Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 (далее — Типовое положение), разработанное для целей, определенных в ст. 227 ТК, т.е. для контроля охраны труда при выполнении физическими лицами обязанностей в рамках трудового договора. Типовое положение распространено на всех работодателей и работающих, перечень которых содержится в Законе. Дано определение понятия «охрана труда» как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих (а не только работников в процессе трудовой деятельности), включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. На основании Типового положения работодатели обязаны будут разрабатывать положения о службе охраны труда с учетом своей специфики и характера деятельности. В связи с расширением сферы применения Типового положения пересмотрены отдельные функции действующей службы охраны труда и ее задачи. В целом же привлекая к выполнению каких-либо работ граждан, работодатель должен создать службу охраны труда и разработать локальный нормативный правовой акт, устанавливающий основы ее организации и деятельности, определить место в общей системе управления профилактической работой по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Служба охраны труда, как и ранее, может быть представлена в виде управления, отдела, специалиста по охране труда. Ее структура и численность зависят от общей численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов и рассчитываются исходя из нормативов, установленных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. № 94. Требования о соблюдении нормативов являются минимальными, однако работодателем они могут быть пересмотрены в сторону увеличения. В случае, если численность работающих в организации меньше той, которая требуется для введения службы охраны труда, работодатель сам вправе создать такую службу.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (38), февраль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.