Работа водителей микроавтобусов, обслуживающих городские и пригородные маршруты по перевозке пассажиров в регулярном сообщении, имеет свою специфику, которая обусловлена:
- o особо малым или малым классом и небольшой вместимостью автобусов;
- o взиманием платы за проезд самим водителем через кассовый аппарат;
- o работой во все дни календарной недели, включая воскресенье, государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими;
- o суммированным учетом рабочего времени.
Основным документом планирования сменности работы водителей, предоставления им выходных дней, дней их участия в техническом обслуживании и текущем ремонте автобусов являются графики работы (сменности). При их разработке учитывается норма ст. 140 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), согласно которой в организациях (в т.ч. транспорта), обеспечивающих постоянное непрерывное обслуживание населения, выходные дни предоставляются работникам в различные дни календарной недели поочередно каждой группе работников согласно графику работы (сменности).
В табл. 1 приведен график двухсменной работы трех водителей микроавтобусов, обслуживающих маршрут, при 5-дневной 40-часовой рабочей неделе.
Согласно Производственному календарю 2009 г. («Республика», 22 октября 2008 г.) при 5-дневной рабочей неделе в апреле 8 выходных и 1 праздничный день. Фактически водителям предоставлено в апреле в различные дни недели по 10 выходных дней. Например, первому водителю выходной день предоставлен в воскресенье только 1 раз, субботу - тоже 1 раз, второму в воскресенье - 2 раза, в субботу - 1 раз и т.д. Каждый из водителей 2 дня работает, 1 день отдыхает. Они отрабатывают по 20 смен продолжительностью по 8 ч.
Все водители недорабатывают за месяц по 6 ч. В условиях введенного суммированного учета рабочего времени сумма фактически отработанных часов уравнивается с нормой часов за учетный период в целом. За учетный период принимается, как правило, месяц или квартал.
В табл. 2 приведен график двухсменной работы пяти водителей, обслуживающих маршрут, при 6-дневной 40-часовой рабочей неделе.
Первые два водителя работают только на первом автобусе, следующие два - только на втором. Пятый водитель - подсменный и работает на обоих автобусах, заменяя основных водителей в их выходные дни.
При таком графике каждый водитель имеет выходной день после четырех дней работы. Сменами водители чередуются через 4 дня.
При необходимости работа водителей может быть организована в трехсменном режиме.
В табл. 3 приведен график трехсменной работы четырех водителей микроавтобусов, обслуживающих маршрут, при 6-дневной 40-часовой рабочей неделе. Продолжительность смены составляет 7 ч. При таком графике сменности каждый водитель имеет выходной день после трех дней работы. Сменами водители чередуются также через 3 дня.
Результаты анализа основных особенностей приведенных графиков работ (сменности) на соответствие требованиям Трудового кодекса представлены в табл. 4.
Таблица 4
Особенности графиков работы (сменности)
|
Соответствие требованиям Трудового кодекса
|
Продолжительность смен 7-8 ч
|
Соответствует требованию оптимальной продолжительности смен
|
Продолжительность ежедневного отдыха между сменами вместе со временем перерыва для отдыха и питания составляет не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене
|
Соответствует требованию ст. 125 ТК
|
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха, исчисленного с момента окончания рабочего дня (смены) накануне выходного дня и до момента его начала в первый после выходного дня рабочий день, исчисляется в среднем за учетный период
|
Соответствует требованию ст. 138 ТК
|
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (39), март 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.