№ 4, апрель 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Государственные гарантии по оплате труда

Рубрика «Гарантии и компенсации»

А.Г. ФОЛЕЖИНСКИЙ, экономист Н.В. СВИРИД, экономист

Заработная плата является основным источником денежных доходов трудящихся и служит главным фактором обеспечения определенного уровня благосостояния граждан. Сегодня в современной экономической ситуации особенно актуально соблюдение низшей границы оплаты труда слабо защищенных групп работающих. Важно, чтобы временные финансовые трудности, с которыми сталкиваются отдельные коммерческие организации, не стали причиной нарушения государственных гарантий работников по оплате труда. Согласно ст. 56 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) система государственных гарантий по оплате труда включает в себя:

1) величину минимальной заработной платы в Республике Беларусь;

2) величину размера тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы;

3) республиканские тарифы оплаты труда - часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями;

4) размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;

5) меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы;

6) ограничения размеров удержания из заработной платы, в т.ч. размеров налогообложения доходов;

7) государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;

8) ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.     

Статьей 6 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» (с изменениями и дополнениями) установлены два государственных минимальных стандарта в области оплаты труда:

  • минимальная заработная плата (месячная и часовая);
  • республиканские тарифы оплаты труда.

Рассмотрим практические аспекты реализации этих гарантий в коммерческих организациях.

Минимальная заработная плата представляет собой государственный обязательный минимальный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда (ст. 59 ТК). Суть данной нормы заключается в требовании к нанимателям обеспечивать низшую границу оплаты труда. Она призвана гарантировать работникам воспроизводство физических и психических способностей на социально приемлемом минимальном уровне.

Как социальный норматив минимальная заработная плата нацелена на защиту некоторых наиболее уязвимых групп работников и призван обеспечить простое воспроизводство рабочей силы. Установленный государством размер минимальной заработной платы не может быть уменьшен по соглашению сторон ни в коллективном договоре организации, ни в индивидуальном трудовом договоре. Влияние минимальной заработной платы на социально-экономическую ситуацию может оказываться со стороны ее воздействия на жизненный уровень занятого населения, на выравнивание условий экономической конкуренции, на социально справедливую дифференциацию доходов.

Конвенцией Международной организации труда (МОТ) от 22 июня 1970 г. № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» предусмотрены основные факторы, которые учитываются при определении  уровня минимальной заработной платы с учетом национальных условий и практики. К ним отнесены:

  • потребности работников и их семей;
  • сложившийся уровень средней заработной платы и социальных трансфертов;
  • уровень занятости населения и производительность труда;
  • уровень экономического развития страны;
  • возможности государственного бюджета и нанимателей.

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» определено, что:

  • размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год;
  • размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции;
  • минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется как государственный минимальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда;
  • размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (40), апрель 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.