№ 8, август 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Использование автомобиля работника в служебных целях в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ИГОРЬ КИНЦАК, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

Использование личного автомобиля в служебных целях - ситуация достаточно распространенная. В организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и ведущих книгу учета доходов и расходов, зачастую не заполняются путевые листы при использовании автомобиля работника для нужд нанимателя. Правомерно ли это?

В соответствии со ст. 106 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

Данная договоренность оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору (контракту) либо предусматривается при его заключении. Допускается и оформление отдельного договора использования транспортного средства для нужд нанимателя.

При заключении с работником подобного соглашения транспортное средство не передается организации. Иными словами, право пользования и владения автомобилем остается за работником.

На практике нередко на предприятиях, применяющих УСН с ведением книги учета доходов и расходов, не заполняются путевые листы. Объясняется это тем, что при ведении книги учета доходов и расходов вести бухгалтерский учет не нужно.

Проанализируем насколько верно такое утверждение.

В соответствии с ч. 1 п. 17 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 (с изменениями и дополнениями; далее - Положение), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость, а также унитарных предприятий и хозяйственных обществ, указанных в абз. 3 п. 6 настоящего Положения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, который включает:

o учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;

o упрощенный расчет стоимости чистых активов организации;

o упрощенный учет стоимости паев членов производственного кооператива;

o учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

o учет расходов, производимых за счет средств этого Фонда;

o учет реализованных товаров по покупной стоимости.

Указанные в ч. 1 п. 17 Положения организации и индивидуальные предприниматели вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - книга учета доходов и расходов), применяющих упрощенную систему, вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (44), август 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.