В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон) руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.
Кроме того, руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.
Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:
- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
- вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.
С учетом названных требований законодательства рассмотрим основные правила организации труда при создании бухгалтерской службы и ее функционировании.
Создание бухгалтерской службы
При необходимости создания в организации структурного подразделения, функциями которого является ведение бухгалтерского учета и отчетности (далее - бухгалтерской службы), наниматель должен предусмотреть его в организационной структуре в виде управления (отдела, бюро, группы, службы).
В соответствии с Законом руководитель данного структурного подразделения - главный бухгалтер - подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю по направлению деятельности).
Конкретное наименование структурного подразделения устанавливается нанимателем в зависимости от численности его работников с учетом норм управляемости, предусмотренных Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 20 сентября 2004 г. № 123 (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция).
При определении численности работников бухгалтерской службы целесообразно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 ноября 2006 г. № 143.
По решению нанимателя в зависимости от численности бухгалтерской службы может вводиться должность заместителей главного бухгалтера при условии наличия в ее штате не мене 5 человек, подчиненных одному заместителю.
В зависимости от объемов выполняемых работ, а также направлений деятельности бухгалтерская служба может иметь многоступенчатую систему управления по схеме «управление - отдел - сектор».
При необходимости (в частности, при отсутствии экономической службы как структурного подразделения) в состав бухгалтерской службы кроме работников, в функции которых входит ведение бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтер, бухгалтер-кассир, учетчик и т.п.) могут входить специалисты, выполняющие работу по осуществлению экономической и финансовой деятельности организации (экономист, экономист по труду, экономист по материально-техническому снабжению, нормировщик и т.п.), а также работники, обеспечивающие техническое функционирование данного структурного подразделения (оператор ПЭВМ, курьер и т.п.).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (49), январь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.