№ 7, июль 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Заработная плата» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Возможно ли повышение тарифной ставки первого разряда при убыточной работе организации?

Рубрика «Расчеты и начисления»

А.Г. Фолежинский, экономист

Повышению размеров оплаты труда работников в коммерческих организациях должны предшествовать обоснование экономической целесообразности и рассмотрение правовой стороны вопроса. С одной стороны, оплата труда составляет значительную часть себестоимости производимой продукции (оказываемых услуг), а с другой — позволяет реализовать мотивационный потенциал работников.

В организациях, находящихся в сложных экономических условиях, например при наличии чистого убытка, производится оптимизация затрат, включая расходы на персонал. Для этого проводятся мероприятия по сокращению непроизводительной части расходов.

Источники средств, направляемых на повышение тарифных ставок (окладов)

Следует иметь в виду, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (в ред. от 26.01.2015) установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0. Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т. ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, рекомендовано не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда.

Обратите внимание!
Законодательство о труде предоставляет право субъектам хозяйствования всех форм собственности самостоятельно решать вопрос о повышении тарифной ставки первого разряда при наличии на это средств. Это относится и к ситуациям, когда повышение тарифных ставок (окладов) работников осуществляется без применения тарифной ставки первого разряда.

Согласно подп. 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов) устанавливается нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта (далее — ЛНПА), принятых в порядке, установленном законодательством, и трудового договора (контракта).

Повышение тарифной ставки в зависимости от темпов снижения убытков

Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (в ред. от 21.07.2014; далее — Рекомендации № 67), предложено повышать тарифные ставки (оклады) в убыточных организациях в ином порядке.

В соответствии с подп. 17.1.3 Рекомендаций № 67 в убыточных организациях (получивших чистый убыток за отчетный период нарастающим итогом с начала отчетного года), включая организации, получающие субсидии из бюджета, в т. ч. на возмещение убытков, возникающих при реализации продукции, товаров (работ, услуг), и (или) реализующие коммунальные услуги юридическим лицам с учетом перекрестного субсидирования, рекомендуется устанавливать повышение тарифной ставки первого разряда в зависимости от темпов снижения убытка нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Например, Рекомендациями о порядке повышения тарифной ставки первого разряда, утвержденными постановлением коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.09.2015 № 412, определено, что повышение тарифной ставки первого разряда устанавливается за каждый процентный пункт снижения убытка от реализации продукции, товаров, работ, услуг нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года с учетом применения следующих дифференцированных размеров ее повышения:

  • для организаций, у которых действующая тарифная ставка первого разряда установлена на уровне устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — правительственной), и ниже, — 1,0;
  • для организаций, у которых действующая тарифная ставка первого разряда превышает правительственную до двух раз включительно, — 0,9;
  • для организаций, у которых действующая тарифная ставка первого разряда превышает правительственную более чем в два раза, — 0,8.

Пример

В локальном нормативном правовом акте коммерческой организации установлено, что повышение тарифной ставки первого разряда осуществляется в зависимости от темпов снижения убытков нарастающим итогом за I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев, год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Помимо этого, условием повышения тарифной ставки является обеспечение положительного соотношения темпов роста производительности труда и темпов роста средней заработной платы за отчетный период:

Если тарифная ставка первого разряда организации на 31 декабря 2015 г. составляла 300 000 руб. (после деноминации — 30 руб.) и убытки снизились за 1-е полугодие 2016 г. на 45 %, то повысить тарифную ставку первого разряда можно до 35,4 руб. (30 . 45 / 100 . 0,4 + 30).

При достижении безубыточности работы повышение тарифной ставки первого разряда производится в зависимости от темпов роста производительности труда.

Другие ограничения, связанные с повышением заработной платы

Существуют и некоторые дополнительные ограничения, связанные с повышением тарифных ставок:

  • субъекты хозяйствования всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»; в ред. от 05.01.2011);
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели при невыполнении ими условий оказания государственной поддержки не могут повышать тарифные ставки (оклады) работников, если уровень среднемесячной заработной платы работников таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает уровень среднемесячной заработной платы работников по соответствующему виду экономической деятельности по республике в целом, исчисленной нарастающим итогом с начала года, в течение периода действия государственной поддержки (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2001 № 623 «Об оплате труда работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки»; в ред. от 11.06.2013).

Выводы:

  1. При наличии чистого убытка по итогам работы коммерческой организации повышение тарифной ставки первого разряда возможно в пределах имеющихся финансовых возможностей и в зависимости от темпов снижения убытка нарастающим итогом с начала года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.
  2. В государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0.

Статья опубликована в журнале «Заработная плата» № 7 (127), июль 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.