№ 10, октябрь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Заработная плата» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Материалы онлайн-приема «Труд и соцзащита» министра труда и социальной защиты Беларуси Марианны Щеткиной.Ч.1

25 сентября 2014, 9:56

Господдержка семей с детьми, демография, оплата труда, назначение пенсий, предоставление государственной адресной социальной помощи, охрана труда, соблюдение трудового законодательства, проблемы занятости и состояние рынка труда – все эти темы открыты для обсуждения во время диалога с министром труда и социальной защиты Беларуси Марианной Щеткиной.

Вопросы конференции

Будет ли в текущем году принято постановление правительства по переносам рабочих дней на 2015 год?

Марианна Щеткина:

Предложения по переносам рабочих дней в 2015 году в настоящее время прорабатываются с заинтересованными и будут представлены правительству. Как и в предыдущем году, эти предложения будут касаться всего 2015 года.

Когда возможно следующее повышение тарифной ставки первого разряда?

Марианна Щеткина:

В текущем году размер тарифной ставки первого разряда повышался дважды: с 1 апреля и с 1 мая с Br260 тыс. до Br275 тыс. Кроме того, правительством был принят ряд решений по повышению заработной платы отдельным категориям бюджетников.

Так, с 1 апреля повышена зарплата работникам учреждений образования при реализации ими образовательных программ дошкольного образования и медработникам, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях и оказывающим скорую (неотложную) медицинскую помощь.

С 1 сентября вступили в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2014 г. № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» и «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2014 г. № 303» № 819, которые предусматривают меры по повышению заработной платы педагогическим работникам учреждений образования (в первую очередь, воспитателям и учителям) путем увеличения размеров надбавок за квалификационные категории; отдельным работникам учреждений образования (кроме учреждений высшего образования) путем установления повышения тарифных ставок (окладов) от 10% до 20%; врачам-специалистам, медицинским работникам, имеющим среднее специальное образование, младшим медицинским сестрам по уходу за больными, няням, сестрам-хозяйкам, санитаркам бюджетных организаций путем установления повышения тарифных ставок (окладов) от 30% до 60% с сохранением приоритета в оплате труда работников участковой службы и службы скорой медицинской помощи.

Очевидно, что увеличение заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется с учетом целого ряда факторов. Основой повышения является рост тарифной ставки первого разряда. В настоящее время возможность ее очередного повышения прорабатывается заинтересованными государственными органами исходя из финансовых возможностей государства.

В некоторых школах Минска в прошлом учебном году проводился эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда. Каковы результаты его проведения и будут ли они распространяться на другие учреждения образования республики?

Марианна Щеткина:

По поручению Президента в 2013-2014 учебном году в шести учреждениях общего среднего образования Минска и Гомеля Министерством образования с участием Министерства труда и соцзащиты, Министерства финансов проводился эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников.

Основной целью эксперимента являлось совершенствование оплаты труда педагогических работников путем учета и дифференцированной оплаты различных видов работ, осуществляемых педагогами помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. На апробацию отраслевой системы оплаты труда были выделены средства местных бюджетов, предусмотренных на образование, в размере до 20% фонда заработной платы педагогических работников.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников, участвующих в эксперименте, в зависимости от их тарификации и квалификации, выполняемой работы увеличилась на Br900-1800 тыс., или на 20-40% по сравнению со средней заработной платой по отрасли. С 1 сентября 2014 года эксперимент продолжен, а с 1 января 2015 года круг его участников предполагается расширить.

Много говорится о планируемом переходе от централизованного регулирования вопросов оплаты труда в бюджетной сфере к сочетанию централизованного и децентрализованного. Собственно, в чем разница? И когда этот переход возможен?

Марианна Щеткина:

Централизованное регулирование – это когда на уровне государства устанавливаются размеры, виды и порядок начисления и выплаты составляющих заработной платы работников бюджетных организаций. При этом права руководителей бюджетных организаций ограничены.

Сочетание централизованного и децентрализованного регулирования позволяет передать часть функций государственным органам и руководителям бюджетных организаций, например, по определению видов, размеров и порядка осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам.

Нужно предоставлять больше свободы руководителю конкретной организации в выборе подходов к мотивации работников на результативный труд.

Кроме того, такой подход позволит значительно упростить существующую систему оплаты труда работников бюджетных организаций и сделать ее более мобильной.

Каков в Беларуси уровень занятости населения в трудоспособном возрасте? Как этот показатель соотносится с аналогичными в других странах?

Марианна Щеткина:

Уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к численности трудовых ресурсов) в последние несколько лет в республике составлял от 70% до 80%.

По результатам данных баланса трудовых ресурсов за 2013 год, уровень занятости в Беларуси в 2013 году составляет 75,9%.

По данным Евростата, уровень занятости в 2013 году в Греции был 43,3%, в Италии – 49,9%, в Польше – 57,6%, во Франции – 65,5%, в Австрии – 70,8%, в Германии – 72,3%.

17-18 сентября в Министерстве труда и социальной защиты проходили рабочие встречи с экспертами Института национального страхования Израиля. 18 сентября состоялась встреча с министром абсорбции Государства Израиль Софой Ландвер. В ходе встреч обсуждались вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения. Достигнуты ли конкретные договоренности, например, о подготовке двустороннего соглашения? Каков возраст выхода на пенсию в Израиле?

Марианна Щеткина:

В ходе встреч представители Минтруда и соцзащиты и израильские эксперты обменялись информацией о действующих в обеих странах системах социальной защиты, обсудили общие подходы по сотрудничеству в области пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Республики Беларусь и Государства Израиль. После всестороннего обсуждения была достигнута договоренность о начале работы над проектом соглашения в области пенсионного обеспечения.

Возраст выхода на пенсию в Израиле значительно выше, чем в Беларуси. Так, по информации представителей Института национального страхования, возраст, дающий право на получение пособия по старости независимо от дохода, для мужчин составляет 70 лет, для женщин – 67 лет, и этот возраст для женщин постоянно повышается. Женщины, родившиеся после мая 1950 года, смогут получить пособие по старости по достижении 70 лет.

Как идет в организациях Беларуси процесс внедрения гибких систем оплаты труда?

Марианна Щеткина:

В настоящее время коммерческим организациям предоставлены широкие права и возможности в применении различных систем оплаты труда. Следует отметить, что те организации, которые заинтересованы в стимулировании своих работников за производительный и эффективный труд, пошли по пути совершенствования систем оплаты труда, делая их более гибкими.

Коммерческие организации внедряют гибкие системы оплаты труда с середины 2011 года. Количество таких организаций возросло с 288 на 1 января 2012 года до 7 тыс. 520 на 1 июля 2014 года, то есть более чем в 26 раз.

Процесс внедрения гибких систем оплаты труда в реальном секторе экономики продолжается. Как показала практика, предприятия предпочитают использовать опыт тех организаций, которые уже их внедрили. С этой целью на базе организаций, внедривших и успешно использующих гибкие системы оплаты труда, периодически проводятся республиканские и региональные семинары. Это, например, такие организации, как ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод», КУП «Витебский кондитерский комбинат "Витьба"», ОАО «Лакокраска», УП «Агрокомбинат "Ждановичи"» и другие.

Вопрос касается дальнейшего совершенствования пенсионной системы. Планируется ли усиление мотивации работников к более длительной трудовой деятельности?

Марианна Щеткина:

Любая пенсионная система заинтересована в продолжительной официальной трудовой деятельности работников.

В нашем законодательстве присутствуют нормы о «премировании» граждан в размере пенсии за продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста без получения пенсии. Так, за первый год такой работы пенсия повышается на 6% заработка для исчисления пенсии, за второй – дополнительно на 8%, за третий – на 10%, за четвертый – на 12%, за пятый и последующие годы работы – на 14%. Мы отслеживаем востребованность данной нормы. По оценкам, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно растет.

В ближайшее время планируется задействовать и иные механизмы стимулирования продолжительной работы.

Рассматривается возможность увеличения в размере пенсии «цены» последних лет длительного стажа.

Как в Беларуси в последние годы изменяется пенсионная нагрузка на работников?

Марианна Щеткина:

По методике ООН, население, в котором доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет более 7%, считается старым. Старение населения - общемировая тенденция. К старому относится население большинства европейских стран. Например, в Италии и Германии 21% жителей в возрасте 65 лет и старше, в Швеции и Греции – 19%, в Австрии, Бельгии, Болгарии, Португалии, Латвии, Финляндии – 18%. По данным статистики, удельный вес населения в таком возрасте в Беларуси составляет 13,9%.

В настоящее время в органах по труду, занятости и соцзащите пенсии выплачиваются 2 млн 550 тыс. человек, или более чем 27% населения. Из них более 2 млн человек получают пенсии по возрасту, из которых 337 тыс. пенсии назначены ранее достижения общего пенсионного возраста.

В 2010 году на 100 занятых в экономике Беларуси приходилось 56 пенсионеров, в текущем году – 60.

С 17 сентября текущего года вступил в силу закон, которым Министерству труда и социальной защиты предоставляются полномочия на ежеквартальное утверждение бюджета прожиточного минимума. Как будет строиться эта работа?

Марианна Щеткина:

В развитие Закона Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. № 148-З «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 4 сентября 2014 г. № 865 «Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения», которое вступило в силу 17 сентября 2014 года одновременно с законом. Постановление № 865 содержит четкий алгоритм расчета БПМ. Кстати, ежеквартальный расчет бюджета прожиточного минимума осуществлялся министерством с 1999 года.

В соответствии с Постановлением № 865 бюджеты прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения будут утверждаться постановлениями Министерства труда и социальной защиты на следующие периоды действия (как и ранее утверждалось правительством): в ценах декабря – с 1 февраля по 30 апреля; в ценах марта – с 1 мая по 31 июля; в ценах июня – с 1 августа по 31 октября; в ценах сентября – с 1 ноября по 31 января.

Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014-2015 годы содержит рекомендации о включении порядка и условий индексации заработной платы работников в коллективные договора, соглашения. Может ли в коллективном договоре (соглашении) коммерческой организации устанавливаться иной порядок индексации, отличающийся от предусмотренного законодательством?

Марианна Щеткина:

Правовые основы индексации заработной платы работников коммерческих организаций установлены Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XІІ «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».

В соответствии с Законом возмещение потерь от инфляции работникам коммерческих организаций может осуществляться за счет средств предприятий и организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). При этом положения коллективного договора (соглашения) являются обязательными для исполнения.

Коллективные договоры (соглашения) могут предусматривать индексацию заработной платы в порядке, установленном законодательством для индексации доходов из бюджетных источников, а могут определять другой (свой) порядок индексации: основание, условия и механизм индексации организацией определяются самостоятельно.

При выполнении работ по ремонту автомобиля я получил травму. Наниматель провел расследование и составил акт о несчастном случае на производстве формы Н-1. Я с этим актом не согласен, так как установлено только, что я нарушил инструкцию по охране труда (неправильно выполнял операции). Однако никто не учел тот факт, что инженер не выдал мне необходимые инструменты. Как мне поступить в данном случае?

Марианна Щеткина:

По вопросу несогласия с содержанием акта вы вправе обратиться с заявлением в суд.

Слышала, что в Беларуси будут пересмотрены принципы выдачи трудовых рекомендаций для инвалидов. Так ли это?

Марианна Щеткина:

Для рассмотрения возможных подходов к решению проблем, связанных с профессиональным ограничением инвалидов, Минтруда и соцзащиты и Минздрав реализуют пилотный проект по отработке взаимодействия между медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК), осуществляющей оценку возможности профессиональной и трудовой реабилитации инвалида, и органами по труду, занятости и соцзащите, оказывающими содействие в трудоустройстве инвалидам. Проект осуществляется на базе отдела трудоустройства «Заводской» управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

По результатам проекта будут выработаны новые подходы к выдаче трудовых рекомендаций людям, имеющим ограничения по состоянию здоровья.

На практике трудоустройству таких категорий граждан препятствует ограниченный перечень конкретных профессий (специальностей), указанный в программе трудовой реабилитации.

Ожидается ли массовое высвобождение рабочей силы в ближайшие месяцы? На каких предприятиях?

Марианна Щеткина:

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны своевременно (не позднее, чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников.

Массовых высвобождений в настоящее время не ожидается. По данным комитетов по труду, занятости и соцзащите облисполкомов и Мингорисполкома, в октябре 2014 года планируется высвобождение 283 работников в 4 организациях республики. В настоящее время уже реализуются мероприятия по трудоустройству высвобождаемых работников. При необходимости они получат возможность получить новую профессию, востребованную на рынке труда.

По данным Национального статистического комитета, вынужденная неполная занятость в январе-июле 2014 года составила 106,2 тыс. человек, или 3,3% от списочной численности работников.

Обращаются к вам граждане Украины. Прибыли в Беларусь из Донецкой области. Зарегистрировались временно на 90 суток. Имеем ли мы право на получение пособия на ребенка в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь»? Ребенку 2 года.

Марианна Щеткина:

Указ № 420 распространяется на граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей, как правило, не менее года, и прибывших в Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание.

Указом установлено, что комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности вправе принимать решения о назначении госпособий гражданам Украины, прибывшим из Донецкой или Луганской областей, получившим разрешение на временное или постоянное проживание в Беларуси, в случае отсутствия объективной возможности получения документов или сведений, подтверждающих получение (неполучение) пособий и иных выплат семьям, воспитывающим детей, на территории Украины.

Таким образом, к этим категориям граждан для целей назначения пособий на детей применяются нормы Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Согласно статье 1 этого Закона право на государственные пособия на детей имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в республике, а также те, которым предоставлен статус беженца в Беларуси; временно проживающие в республике – при условии уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование.

Из вашего вопроса следует, что вы являетесь временно пребывающими в Беларуси иностранными гражданами и не относитесь к временно или постоянно проживающим в республике иностранцам. При получении разрешения на временное или постоянное проживание или при предоставлении статуса беженца вы будете иметь право на получение пособия на ребенка при соблюдении условий, установленных законодательством.

У нас многодетная семья, трое детей. Имею ли я право на оплачиваемый свободный день в неделю, если мой муж работает в Москве.

Марианна Щеткина:

Условия предоставления такого дня регулируются Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка. Она утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34.

В соответствии с этой инструкцией свободный день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка предоставляется работнику при наличии определенных условий: если в семье работника воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет либо трое и более детей в возрасте до 16 лет; если работник в этой рабочей неделе занят на работе 5 или 6 рабочих дней с продолжительностью рабочего времени в неделю не менее установленной в статьях 112-114 Трудового кодекса Республики Беларусь; если другой родитель (мать или мачеха, отец или отчим) в полной семье является занятым либо проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, признан инвалидом, получает ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Документами, подтверждающими занятость другого родителя в полной семье, могут быть трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор на одном из государственных языках Республики Беларусь – для работающих в представительствах международных организаций в нашей стране, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси, и лиц, работающих за пределами республики.

Поэтому если отец (отчим) в полной семье, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 16 лет, работает за пределами Беларуси, мать детей имеет право на свободный день в неделю, если работа отца (отчима) подтверждена соответствующим документом.

В Беларуси постепенно внедряются новые виды социальных услуг, предусмотренных законодательством о соцобслуживании, – услуги сопровождаемого проживания, социального патроната, сиделок и нянь. Сколько человек в республике уже воспользовались ими?

Марианна Щеткина:

Услугу сопровождаемого проживания (подготовка к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений) в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и для детей-инвалидов получают 877 человек во всех регионах страны и в Минске. Такая форма работы способствует социальной реабилитации инвалидов.

В территориальных центрах социального обслуживания населения услуга сопровождаемого проживания включает оказание содействия двум категориям граждан. Во-первых, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни (в первом полугодии 2014 года эти услуги получили 832 человека). И во-вторых, инвалидам - в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение (услугами воспользовались 54 человека).

Услуги сиделки оказаны 260 нетрудоспособным гражданам. 629 семей получают услуги няни, в том числе 42 семьи, воспитывающие детей-инвалидов, и 587 семей, воспитывающих двоих и более детей, родившихся одновременно.

С января текущего года в законодательство по государственной адресной социальной помощи (ГАСП) внесены изменения и дополнения. В частности, в отношении трудоспособных получателей отдельных видов социальных пособий комиссии разрабатывают план по улучшению своего материального положения. Расскажите, как реализуется данная норма на практике?

Марианна Щеткина:

Действительно, в целях совершенствования механизма предоставления ГАСП, а также введения дополнительных мер по профилактике иждивенчества с 1 января 2014 года в Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» внесены изменения и дополнения.

Так, введена норма по расширению полномочий районной комиссии по предоставлению ГАСП. При принятии решения комиссией при необходимости разрабатывается в отношении трудоспособных получателей ежемесячного социального пособия план по самостоятельному улучшению материального положения. Причем мероприятия разрабатываются с учетом конкретной ситуации для решения объективных проблем, которые мешают повысить уровень доходов семьи и в основном касаются трудоустройства. В первом полугодии текущего года планы разработаны в отношении 471 получателя ГАСП.

В случае невыполнения плана по необъективным причинам комиссия уполномочена принимать решение об отказе в предоставлении помощи при повторном обращении за пособиями.

Будет ли оказана единовременная материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны к 70-летию Победы?

Марианна Щеткина:

Оказание единовременной материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и отдельным категориям граждан, пострадавшим от последствий войны, к 70-летию Победы предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 230 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне».

В настоящее время ведется работа по подготовке проекта указа об оказании единовременной помощи этим категориям граждан в 2015 году.

Разъясните, пожалуйста, порядок предоставления льгот гражданам Российской Федерации, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, постоянно проживающим в Республике Беларусь?

Марианна Щеткина:

Государственные социальные льготы, права и гарантии распространяются на граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики.

Реализация права на социальные льготы гражданами осуществляется по предъявлении ими удостоверений (свидетельств) единого образца, установленного для каждой категории правительством Беларуси, а в отношении граждан, имевших право на льготы до 1 января 1992 года, – правительством СССР.

Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Беларуси, при наличии удостоверений (свидетельств), установленных правительством СССР, социальные льготы предоставляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Обязанность нанимателя - своевременно выплачивать работникам заработную плату. Однако, по данным Белстата, в некоторых организациях имеется просроченная задолженность по заработной плате. Какие принимаются меры к руководителям и нанимателям, не обеспечившим своевременную выплату заработной платы?

Марианна Щеткина:

Статьей 73 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц.

Нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы квалифицируется как административное правонарушение, предусматривается наложение штрафа на уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

Департаментом государственной инспекции труда за восемь месяцев нынешнего года к административной ответственности в виде штрафа привлечены 2 тыс. 154 юридических лица и 2 тыс. 533 должностных лица на сумму свыше Br5,2 млрд.

Кроме того, к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены уполномоченные должностные лица нанимателя, вплоть до увольнения. Так, в текущем году за нарушения сроков выплаты заработной платы к дисциплинарной ответственности привлечены 156 уполномоченных должностных лиц нанимателей, в том числе 5 руководителей уволено.

За непринятие должных мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы к дисциплинарной ответственности привлечены 47 должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, курирующих выплату заработной платы.

Могут ли граждане других государств, в том числе России, поселяться в белорусские дома-интернаты различного профиля?

Марианна Щеткина:

В соответствии с действующим законодательством специальные жилые помещения государственного жилищного фонда в стационарных учреждениях могут предоставляться гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Беларуси, в соответствии с перечнем медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания.

При приеме меня на работу в качестве мастера участка со мной провели только вводный инструктаж по охране труда. Является ли он достаточным или необходимы еще какие-либо инструктажи? Почему со мной не провели первичный инструктаж?

Марианна Щеткина:

При приеме на постоянную или временную работу со всеми работающими проводится вводный инструктаж по охране труда.

Если работник не занят на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью), то с ним первичный инструктаж на рабочем месте может не проводиться. Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, составляет служба охраны труда с участием профсоюза, этот перечень утверждается руководителем организации.

Вместе с тем, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически (но не реже одного раза в три года) руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях.

На каких условиях и кто сегодня может попасть в дома для престарелых общего типа, сколько человек там проживает?

Марианна Щеткина:

На сегодняшний день в республике действует 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа, в которых проживает более 4 тыс. граждан.

На гособеспечение в дома-интернаты общего типа поселяются инвалиды I и II группы и граждане, достигшие возраста 65 лет, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.

Для определения в интернатное учреждение необходимо подать заявление в органы по труду, занятости и соцзащите по месту жительства с приложением необходимых документов. К числу главных показаний для поселения относятся нуждаемость в постоянном постороннем уходе этих людей, как правило, утративших полностью или частично двигательную активность. Конкретные медицинские показания для соцобслуживания определяются организацией здравоохранения, там же рекомендуется тип дома-интерната, куда следует определить пожилого человека исходя из его диагноза.

Пожилые люди и инвалиды, у которых есть трудоспособные члены семьи, обязанные их содержать по закону, могут быть устроены в учреждения на платной основе.

Какие нововведения произошли в организации надомного труда?

Марианна Щеткина:

Работа на дому является одной из гибких форм занятости, которая позволяет нанимателям рационально использовать труд работников, является привлекательной для обеих сторон формой трудовых отношений и востребована ими.

До принятия новой редакции Трудового кодекса Республики Беларусь законодательство о труде не содержало указаний на возможность использования работником-надомником помещений по его выбору. Так, до внесения изменений в статью 306 Трудового кодекса Республики Беларусь организация труда в надомных условиях допускалась только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки либо которые могут быть обучены этим навыкам для выполнения определенных работ. С учетом буквального толкования соответствующих положений термин «на дому» понимался в буквальном смысле как место жительства работника.

В целях расширения возможностей по организации надомного труда в закон были включены нормы, предусматривающие изменения по вопросам организации труда надомных работников в части устранения ограничений в выборе места выполнения работы работниками-надомниками (а именно предоставления права выполнять работу по месту жительства или в других помещениях по их выбору вне помещений нанимателя). Также законом предусматривается возможность выполнения работы на дому работником-надомником с использованием своих материалов, оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений или выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств этого нанимателя.

Работник организации при выполнении работ получил незначительную травму, за оказанием медицинской помощи не обращался. Получение травмы было зарегистрировано в журнале регистрации несчастных случаев как микротравма. Спустя месяц после происшествия работнику был открыт больничный лист в связи с травмой на производстве. В какой срок в данном случае должно быть проведено расследование несчастного случая на производстве?

Марианна Щеткина:

Несчастный случай, вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня, когда нанимателю, страхователю стало известно о несчастном случае. Это может быть заявление от работника или его родственников о несчастном случае, листок нетрудоспособности с записью о производственной травме, иная информация.

В этом году должна быть подготовлена концепция Национальной программы демографической безопасности на 2016-2020 годы. Какие главные цели демографической политики на грядущее пятилетие? На каком этапе эта работа?

Марианна Щеткина:

В целях обеспечения демографической безопасности нашей страны идет процесс разработки проекта концепции. Предполагается, что важнейшей задачей ближайших пяти лет станет достижение стабильной численности населения, повышение его качественных характеристик и всестороннее развитие человеческого потенциала.

Целью семейной политики должно стать не только увеличение рождаемости, но и создание условий для устойчивого воспроизводства населения, предполагающего желанное и здоровое материнство, благополучную семью и перспективное детство. Целью политики в области общественного здоровья будет не только снижение смертности, но и увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет повышения ответственности трудоспособного населения за персональное здоровье, здоровье своих несовершеннолетних детей и престарелых родителей и развития профилактического компонента здравоохранения на новом качественном уровне. Цель миграционной политики заключается в повышении эффективности привлечения, отбора и использования миграционных потоков.

Важнейшей задачей, как нам кажется, является расширение возможностей семей с детьми для совмещения занятости родителей и выполнения ими воспитательной функции. Решение этой задачи возможно при улучшении качества внесемейного ухода, особенно услуг для детей младшего возраста (уход, досмотр детей, образование, раннее развитие, досуг); при распространении гибких форм занятости для родителей, в первую очередь, женщин, что будет способствовать их карьерному и профессиональному росту; при гибкости в использовании отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; при развитии условий для реализации права отца на уход за ребенком, при которых риски, обусловленные отходом от профессиональной занятости, распределяются между обоими родителями ребенка.

В настоящее время проект концепции направляется на согласование в республиканские органы государственного управления для получения заключений о целесообразности разработки программы.

Информация подготовлена по материалам БТА «БЕЛТА»

 

Новости по теме: