№ 10, октябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Применение экономических санкций

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

МАКСИМ КОРШЕКЕВИЧ, юрист

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 августа 2006 г. № 93 Положение о применении экономических санкций, утвержденное постановлением Государственного налогового комитета от 31 мая 2000 г. № 50, изложено в новой редакции. Это было сделано с целью приведения Положения в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» (далее — Указ). Ранее действовавшая редакция Положения разрабатывалась в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36, утратившим силу с 16 июля 2006 г. Отметим, что утвержденный документ сменил название: теперь это Инструкция о применении экономических санкций (далее — Инструкция). В Инструкции детально определен порядок применения налоговыми органами к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям экономических санкций, установленных Указом, в т.ч. затронут ряд вопросов применения экономических санкций к налоговым агентам.

Напомним, что для налоговых агентов Указом предусмотрены два специальных состава экономических правонарушений.

Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов

Если отсутствие такого учета не повлекло за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) (далее — налоги), то на юридическое лицо налагается штраф в размере от 5 до 50 базовых величин (далее — БВ). Это предусмотрено ч. 1 подп. 1.4 Указа. За отсутствие учета, повлекшее за собой доначисление сумм налогов по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), согласно ч. 2 подп. 1.4 Указа может быть наложен штраф в размере от 10 до 80 БВ.

Однако по результатам проверки может быть выявлено как нарушение, которое не повлекло за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов (например, отсутствовал учет доходов, выплачиваемых плательщику А., но суммы подоходного налога с таких доходов полно и своевременно удерживались и перечислялись в бюджет), так и правонарушение, повлекшее за собой доначисление сумм налогов (например, отсутствие на протяжении I квартала учета доходов, выплачиваемых плательщику В., стало причиной того, что сумма подоходного налога с В. по итогам года была исчислена неполностью и не в полном размере поступила в бюджет). В этом случае санкции к налоговому агенту будут применены за каждое из правонарушений (и по ч. 1, и по ч. 2 подп. 1.4 Указа).

Напомним, что согласно п. 89 Инструкции о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 33 (далее — Инструкция о взимании подоходного налога), налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них плательщиками в налоговом периоде. Такой учет осуществляется на основании данных бухгалтерского учета. При выплате плательщикам доходов в натуральной форме, а также доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка учет указанных доходов ведется по форме согласно приложению 6 к данной Инструкции.

Невыполнение или невыполнение в полном объеме в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога

 Нарушение влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 БВ (ч. 2 подп. 1.7 Указа). В ч. 1 указанного подпункта говорится об аналогичном правонарушении, но при незначительности неуплаченной и (или) неудержанной суммы налога (до 10 БВ), если при этом сумма налога, не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, не превышает 5 % от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога. За такое малозначительное правонарушение может быть наложен штраф в размере от 1 до 10 БВ.

Напомним, что согласно Указу санкции за рассматриваемое правонарушение не применяются в случае своевременного направления налоговым агентом без последующего отзыва поручения банку на перечисление причитающейся суммы налога, не исполненного банком по причине отсутствия на счете налогового агента средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме, а также в случае если налоговый агент до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены неудержание и (или) неперечисление в установленный срок суммы налога (по правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, — до составления акта проверки), удержит и перечислит причитающиеся суммы налога.

В Инструкции конкретизировано, что по рассматриваемому правонарушению экономическая санкция применяется исходя из определенных за весь проверяемый период сумм налогов, не удержанных и (или) не перечисленных налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется по каждому факту невыполнения или невыполнения в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога отдельно.

Пример 1

Налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет в марте 2004 г. 200 тыс. руб. подоходного налога, а в апреле 2006 г. им была удержана у плательщика-организации, но не перечислена в бюджет сумма налога на доходы в размере 1 000 тыс. руб. При этом в 2005 г. налоговым агентом был излишне удержан и перечислен в бюджет подоходный налог на сумму 500 тыс. руб. Экономические санкции будут применены в размере 240 тыс. руб. (20 % от 1 200 тыс.). Факт излишнего удержания и перечисления в бюджет суммы налога в размере 500 тыс. руб. во внимание при применении экономических санкций не принимается и подлежит урегулированию по правилам ст. 25 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (10), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.