Cоглашения как разновидность актов социального партнерства заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.
Местное соглашение заключается на местном (территориальном) уровне между соответствующими профсоюзами (их объединениями) и нанимателями (их объединениями), а также местными исполнительными и распорядительными органами с целью активизации социально-экономического развития области, города, района за счет мобилизации возможностей и инициативы местных органов власти, нанимателей, профсоюзных и других организаций работников, достижения социально-политической стабильности на основе согласования их интересов, объединения усилий и координации действий.
Местное соглашение является основой для коллективных договоров, которые расширяют, конкретизируют положения местного соглашения применительно к данной организации (предприятию, учреждению) с учетом ее специфики, экономических и финансовых возможностей.
Следует знать, что местные (их часто называют территориальными) соглашения заключаются во всех областях республики и г. Минске на двух- или трехсторонней основе.
Местные соглашения включают следующие положения:
- создание условий для стабилизации экономики региона;
- обеспечение занятости населения;
- улучшение охраны труда и состояния экологической безопасности;
- поддержание доходов населения (гарантии, льготы, компенсационные доплаты, индексация);
- охрана здоровья, вопросы медицинского, социального и культурного обслуживания населения (оздоровление, образование, культура, спорт и др.);
- развитие сферы услуг и товарного обеспечения внутреннего рынка;
- строительство жилья;
- строительство объектов социальной сферы;
- содержание благоустройства населенных пунктов;
- обеспечение из средств местного бюджета и предприятий предоставления работникам и населению социально-трудовых льгот и гарантий, дотации на развитие социально-культурной сферы;
- укрепление социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, имеющих детей;
- работа с молодежью и детьми;
- создание условий для деятельности профсоюзов и др.
Как регулируются вопросы оплаты труда в местных (территориальных) соглашениях?
В качестве примера ознакомимся с некоторыми положениями Соглашении между Брестским исполнительным комитетом, областными объединениями нанимателей и областным объединением профсоюзов на 2006–2008 годы.
II. Содействие занятости
Наниматели
<…>
2.18. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работнику, предупрежденному о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, не менее одного дня в неделю для поиска работы с сохранением среднего заработка, содействуют переобучению новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
III. Оплата труда и уровень жизни населения
Стороны
3.1. Осуществляют согласованные меры, направленные на создание условий для увеличения доходов трудящихся, снижения численности населения области с доходами ниже бюджета прожиточного минимума.
3.2. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы в организациях всех форм собственности, изучают причины задержек выплаты заработной платы, принимают меры по ликвидации задолженности.
3.3. Продолжают развивать системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений.
3.4. Включают в отраслевые соглашения, коллективные договоры положение о повышении тарифной ставки (должностного оклада) работника не менее чем на 10 % и предоставлении дополнительного отпуска не менее 3 календарных дней при заключении (продлении) с ним контракта в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению исполнительской и трудовой дисциплины».
Облисполком
3.5. Обеспечивает своевременное финансирование выплаты заработной платы в бюджетных отраслях.
3.6. Осуществляет контроль за правильностью применения цен и тарифов с целью обеспечения планируемых параметров инфляции.
Наниматели
3.7. Создают резервные фонды заработной платы.
3.8. Осуществляют дальнейшее совершенствование системы оплаты труда. Сохраняют удельный вес тарифной части в фонде оплаты труда не ниже 65 %.
3.9. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, индексацию в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами.
3.10. Решают вопросы установления и изменения форм, систем, размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплат и вознаграждений, доплат, надбавок, индексации заработной платы с обязательным участием профсоюзных комитетов.
3.11. Производят выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, одновременно с выплатой заработной платы.
3.12. Не допускают установления размера тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета.
3.13. Осуществляют индексацию заработной платы с учетом коэффициента инфляции в случае нарушения сроков ее выплаты в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
3.14. Обеспечивают соблюдение государственной дисциплины цен и прогнозных уровней инфляции, установленного порядка регистрации цен (тарифов) на производимые новые товары (работы, услуги).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (10), октябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.