№ 11, ноябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

С 1 июля 2006 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», в соответствии с которым установлены государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Отдельным категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, таким как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; родители в многодетных и неполных семьях либо воспитывающие детей-инвалидов; инвалиды; освобожденные из мест лишения свободы; впервые ищущие работу в возрасте до 21 года; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях); ветераны боевых действий на территории других государств; иные граждане, если это определено законодательными актами, предусмотрены дополнительные гарантии. В частности, на основании ежегодно утверждаемых Правительством целевых государственных программ содействия занятости населения предусматривается создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций для труда инвалидов, в т.ч. в регионах республики с устойчивым уровнем безработицы, установление брони для приема на работу, предоставление услуг по профессиональной ориентации, организация обучения по специальным программам. Кроме того, в соответствии со ст. 281 Трудового кодекса Республики Беларусь и иным законодательством государство гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа. Право на предоставление первого рабочего места имеют также военнослужащие срочной военной службы, уволенные из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований. В качестве дополнительной гарантии можно рассматривать и обеспечение трудоустройства родителей, которые в соответствии с законодательством обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, путем установления брони для приема их на работу.

Наниматели далеко не всегда с пониманием относятся к возможности трудоустройства к ним названных категорий граждан, особенно если такие граждане имеют отрицательную социальную репутацию. Например, при банкротстве предприятия местные исполнительные и распорядительные органы стимулируют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к созданию дополнительных рабочих мест либо трудоустраивают работников с таких предприятий к другим нанимателям. Практика показывает, что процесс трудоустройства работников ликвидируемых предприятий протекает более успешно, чем трудоустройство граждан, освободившихся из мест лишения свободы либо лишенных родительских прав и рассматривающих трудоустройство как меру наказания. Наниматели под различными, зачастую надуманными, предлогами отказывают таким гражданам в приеме на работу, не представляют (либо представляют с нарушением установленного срока) сведения в органы государственной службы занятости населения и профсоюзы информацию о возможных массовых увольнениях работников, несмотря на оказываемую им государственную поддержку, в т.ч. направленную на создание дополнительных рабочих мест, выявляются и иные нарушения законодательства о занятости населения.

Для предупреждения таких случаев ст. 9.15 и 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП) установлена ответственность нанимателей за различные нарушения законодательства о занятости, в т.ч. за необоснованный отказ в приеме на работу, в виде штрафа от 20 до 100 базовых величин. В то же время применение этих статей в настоящее время невозможно в связи с тем, что КоАП вводится в действие специальным законом, еще не вступившим в силу, поэтому вопросы установления ответственности по-прежнему остаются неурегулированными. Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2006 г. № 583» (далее — Указ) определена административная ответственность физических лиц, экономическая ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за указанные нарушения, которая будет применяться до вступления в силу КоАП и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Так, при невыполнении нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин. Размер штрафа по сравнению с установленным КоАП за аналогичное правонарушение не изменился. В то же время категория правонарушений расширена, поскольку в нее включены и такие нарушения со стороны нанимателей, как несоздание рабочих мест для родителей, дети которых переданы на содержание государству. Эта мера направлена на поддержание усилий государства по выявлению и сокращению количества брошенных детей, а также может рассматриваться как воздействие на их родителей в виде необходимости принудительного трудоустройства.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 11 (11), ноябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.