№ 4, апрель 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности оплаты труда учащихся ПТУ во время производственной практики

Рубрика «Расчеты и начисления»

ТАТЬЯНА МАКСИМЧУК, экономист

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих (ст. 25 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» (в редакции Закона от 19 марта 2003 г. № 95-З)).

Производственное обучение учащихся по учебным специальностям (профессиям) включает начальный, основной, заключительный (производственная практика) периоды и может проводиться в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, специализированных учреждениях (обособленных подразделениях) производственного обучения, организациях — заказчиках кадров и других организациях.

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании» в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, реализуются дополнительные образовательные программы по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, трудовому (профессиональному) обучению, а также в порядке, установленном законодательством, оказываются другие образовательные услуги, не предусмотренные основными образовательными программами профессионально-технического образования.

Трудовое (профессиональное) обучение осуществляется для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, и может завершаться получением соответствующей квалификации рабочего (служащего) с выдачей документа установленного образца.

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, могут создавать филиалы в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 18 и 32 Закона Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании», а также Положением о специализированном учреждении (обособленном подразделении) производственного обучения, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 7, могут создаваться специализированные учреждения производственного обучения с целью осуществления производственного обучения по одной или нескольким учебным специальностям. Задачами данных учреждений (обособленных подразделений) являются: закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения; формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих; создание условий для формирования конкурентоспособности будущего рабочего.

Порядок организации и проведения производственного обучения определен Положением об организации производственного обучения учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2002 г. № 1487, с изменениями и дополнениями (далее — Положение).

Производственное обучение, учебная практика осуществляются на основании договоров, заключенных между специализированным учреждением (обособленным подразделением — если за ним закреплено такое право) производственного обучения и учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования. При этом начало занятий и сроки обучения определяются договорами.

Независимо от того, кем создано специализированное учреждение, оно имеет право осуществлять деятельность, приносящую доходы, при условии, что такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 4 (4), апрель 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.