№ 6, июнь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Последние изменения в законодательстве о налогообложении

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

С принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 51 (далее — постановление № 51) и включением его в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь начала действовать новая редакция Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124 (далее — Инструкция). В основу подвергшейся ревизии Инструкции положены ранее действовавшие нормы и учтены особенности процесса проверок, изложенные в принятых в 2006 г. законодательных актах, регулирующих бюджетные и налоговые вопросы, а также Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2006 г. № 151 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673» (далее — Указ № 151).

В целом Инструкция, определяя порядок организации и проведения проверок налоговыми органами, значительно модернизировала такие процессы, как: проведение, назначение и планирование проверок, в т.ч. внеплановых выездных налоговых проверок, решение о назначении которых принимается руководителем налогового органа в соответствии с требованиями Указа № 151 (гл. 11); организация проведения рейдовых проверок; исчисление и предоставление льготы проверяющими при выведении результатов проверки в день ее начала или во время ее проведения, в т.ч. с правом предоставления льготы в полном объеме, при соблюдении плательщиком определенных условий (гл. 13); проведение проверок и привлечение к экономической ответственности юридических лиц в процессе реорганизации (гл. 17); уплата налога на добавленную стоимость при отсутствии у плательщика документов, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь (гл. 42); проведение налоговыми органами расчетов размера причитающихся к уплате в бюджет налогов, сборов, пошлин при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица), каковым является физическое лицо, документов, связанных с налогообложением, а также непредставления в налоговые инспекции налоговых деклараций (расчетов), других документов и сведений, необходимых для налогообложения, либо при отказе от их представления по требованию налогового органа (гл. 38, 39). Имеются изменения и в других структурных элементах Инструкции.

При определении прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов, производящих проверки, расширен круг документов плательщика, которые они могут временно изымать, но на срок не более одного месяца с правом его продления руководителем налогового органа. Проведение камеральной налоговой проверки будет назначаться не только для установления факта правильности исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, обоснованности применения льгот, своевременного перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдения порядка формирования уставного фонда, соответствия стоимости чистых активов объявленному в учредительных документах размеру уставного фонда, соблюдения плательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, но и в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» для установления факта неосуществления предпринимательской деятельности свыше 6 месяцев, неуплаты НДС (акцизов) по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию белорусского государства, полноты и своевременности выполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию сумм налогов, соблюдения требований законодательства о проведении обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и представления в налоговый орган заключения о его результатах, проверки других вопросов.

К особенностям правового регулирования выездной налоговой проверки следует отнести упразднение составления дополнительного предписания при возникшей необходимости проверки вопросов зачета либо возврата излишне уплаченных сумм налогов, пени (при наличии письменного заявления плательщика). Тематическая выездная налоговая проверка, преследующая цели изучения причин образования задолженности по налогам, выявления имущества и активов плательщика для обращения на них взыскания с целью погашения образовавшейся задолженности по налогам, сборам, пеням, экономическим санкциям и проверки соблюдения порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, оформляется, как и ранее, актом или справкой произвольной формы. Если же такая проверка осуществляется по вопросу наличия экономических санкций за счет средств дебиторов плательщика, должен составляться акт по установленной постановлением № 51 форме.

В целях снижения количества встречных проверок определены критерии для их назначения с использованием информации о нарушениях налогового законодательства и законодательства о предпринимательстве как проверяемым плательщиком, так и контрагентом по сделке. В таких случаях должны изучаться информация по исполненным сделкам, нетипичным для деятельности проверяемого плательщика, исполненные убыточные сделки, сделки, совершенные с нарушением требований законодательства по их оформлению, наличие задолженности по расчетам с контрагентами в течение длительного времени (более одного года), наличие признаков бестоварной сделки. Если проводится проверка иностранной организации, имеющей в собственности недвижимое имущество на территории Республики Беларусь, предусмотрено проведение встречной проверки лиц, с которыми у этой организации имелись договорные отношения по отчуждению такого имущества, сдаче его в аренду, переходу прав на него, а также лиц, с которыми совершены иные сделки, включая сделки с другими иностранными организациями, для чего перед началом проверки запрашивается информация о недвижимом имуществе и проведенным с ним сделкам.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (6), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.