№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Подоходный налог

Рубрика «Прямая линия»

ТАТЬЯНА МАКСИМЧУК, экономист

Применяется ли в настоящее время норма постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 372 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», согласно которой следует перечислять в бюджет суммы подоходного налога в размере не ниже 9 % от фактически полученных в банке средств и направленных для оплаты труда за месяц?

Пункт 1 указанного постановления действовал до дня вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов». Подпунктом 1.3 данного Указа предусмотрено, что банк выдает юридическим лицам (за исключением организаций, финансируемых из бюджета через главные управления Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску), индивидуальным предпринимателям или перечисляет с их счетов денежные средства для оплаты труда в расчете за месяц при одновременном представлении банку платежных инструкций на перечисление подоходного налога и страховых взносов либо справок об исполнении обязательств по указанным платежам.

Следует отметить, что названный Указ не предусматривает необходимости исчисления подоходного налога с суммы фактически полученных в банке денежных средств, и, следовательно, при исчислении подоходного налога необходимо руководствоваться общими положениями Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции Закона от 9 декабря 2005 г. № 78-З).

К празднованию 9 мая ветеранам ВОВ, являющимся пенсионерами предприятия, была выплачена премия.

В связи с 40-летием со дня образования предприятия пенсионерам также выплачена денежная премия. Нужно ли облагать вышеперечисленные премии пенсионерам подоходным налогом с первого рубля или эти выплаты можно отнести к подп. 40.17 Инструкции о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 33, и не облагать подоходным налогом, если размер выплат не достигает 150 базовых величин?

Эти выплаты действительно относятся к подп. 40.17 Инструкции о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 33 (далее — Инструкция), в соответствии с которым не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.

В состав доходов, указанных в ч. 1 подп. 40.17, включаются вознаграждения, выплачиваемые (выдаваемые в натуральной форме) физическим лицам исключительно в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций, в т.ч. подарки в натуральной форме, получаемые плательщиками в связи с достижением высоких показателей в деятельности организаций (предприятий), работниками которых они являются. В случае выплаты (выдачи в натуральной форме) вознаграждений одновременно по двум основаниям — за выполнение трудовых обязанностей и в связи с государственными праздниками, праздничными днями, памятными и юбилейными датами физических лиц и организаций — исчисление налога производится в соответствии с гл. 21 Инструкции.

Учет указанных выплат организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести по каждому плательщику.

Изменение размера базовой величины (в сторону увеличения) влечет изменение предельной величины, не подлежащей налогообложению, совокупной суммы доходов, указанных в подп. 40.17, при условии выплаты этих доходов и после такого изменения.

Являются ли объектом обложения подоходным налогом дополнительные отпуска и материальная помощь к ним, выплачиваемые организацией своим работникам, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. № 634-XII «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны участниками ликвидации последствий данной катастрофы и потерпевшими от нее?

Данные выплаты действительно признаются объектами налогообложения подоходным налогом.

Подпунктом 2.1 Инструкции объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь — для физических лиц — налоговых резидентов Республики Беларусь. Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.

Таким образом, данные выплаты, выплачиваемые организацией указанным работникам, относятся к доходам, полученным от источника в республике, а значит, являются объектом обложения подоходным налогом.

Согласно подп. 42.3.1 и 42.3.2 Инструкции при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 15 Инструкции (п. 3 ст. 5 Закона) плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 10 базовых величин за каждый месяц налогового периода.

Такой стандартный налоговый вычет предоставляется следующим категориям плательщиков:

o                   физическим лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

o                   физическим лицам, принимавшим в 1986–1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в т.ч. временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

Основаниями для осуществления стандартного налогового вычета из дохода у категорий плательщиков, перечисленных в подп. 42.3.1 и 42.3.2 Инструкции, являются: удостоверение потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС с правом на льготы в соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. № 634-XII «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дающее право на льготы в соответствии со ст. 18 или 19 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» либо дубликаты указанных документов.

Из этого следует, что при соблюдении норм подп. 42.3.1 и 42.3.2 Инструкции, несмотря на обложение перечисленных выплат подоходным налогом, льгота по подоходному налогу предоставляется указанной категории работников в виде стандартного налогового вычета. Для остальных работников данная льгота не предоставляется, и перечисленные выплаты подлежат налогообложению подоходным налогом в общеустановленном порядке.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.