№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Изменения законодательства, касающегося вопросов жилищного строительства

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам жилищного строительства»

Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 (далее — Указ № 414, Указ) внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Главы государства, регулирующие жилищное строительство. Пересмотру подверглись нормы четырех действующих указов — от 2 сентября 1996 г. № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе (далее — Указ № 346), от 22 января 1999 г. № 53 «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений» (далее — Указ № 53), от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее — Указ № 185) и от 30 августа 2005 г. № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях» (далее — Указ № 405).

Целью столь системного изменения законодательства является укрепление государственных позиций в сельской местности путем закрепления профессиональных кадров и создания необходимого социального пакета для них, в т.ч. для молодых и многодетных семей, проживающих в сельской местности и работающих в сельскохозяйственных организациях. Проблема оттока молодых кадров в места с развитой инфраструктурой и с большими возможности для самореализации характерна для многих стран не только постсоветского пространства, но и имеющих более стабильную и развитую экономическую модель. В этом случае вполне оправданы являются меры экономического, политического, принудительного сдерживания данного процесса, осуществляемые различными способами. Республика Беларусь не является исключением, поскольку в ней в качестве сдерживающих факторов используются самые различные методы. В качестве принудительной меры можно рассматривать распределение молодых специалистов после окончания ими высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений на бюджетной основе, установленное ст. 10 Закона от 29 октября 1991 г. «Об образовании». Молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавшие срок работы по распределению, привлекаются к ответственности в виде взыскания с них суммы средств, затраченных государством на их подготовку из республиканского или местных бюджетов. Порядок и условия возмещения средств установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255.

В то же время в Республике Беларусь активно используются и другие методы, направленные на сохранение репродуктивной части населения в местах, где ощущается его недостаток. Одной из таких мер является создание государством условий для активного жилищного строительства на селе. Указ № 346, которым определены права областных исполнительных комитетов и сельскохозяйственных организаций на продажу гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, построенных или недостроенных за счет бюджетных или собственных средств организаций жилых домов при их длительном незаселении, допускает использование на эти цели субсидий, кредитов банков, предоставление налоговых льгот. Сельскохозяйственные организации, основанные на собственности Республики Беларусь, также наделены правом не только продажи, но и безвозмездной передачи работникам своих предприятий, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с зачетом жилищной квоты жилых домов (квартир), не завершенных строительством. Этим же актом определены банки, с которыми Национальный банк заключил соглашения об открытии кредитных линий с уплатой льготных процентов за пользование ими — это ОАО «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк».

Позднее появилась более основательная нормативная база в виде указов Президента Республики Беларусь № 53, 185 и 405, касающаяся кредитования строительства, реконструкции и покупки жилых помещений, в т.ч. на льготных условиях и не только для жителей сельской местности. В развитие названных актов Главы государства Указом № 414 устанавливается еще более льготный, чем существовал прежде, режим кредитования жилых домов, построенных для жителей сельской местности, работающих в сельскохозяйственных организациях, для чего в новой редакции излагается подп. 7.1 Указа № 346. ОАО «Белагропромбанк» предложено расширить географию предоставления кредитов, включив в этот перечень не только сельские населенные пункты, но и небольшие города, в которых расположены сельскохозяйственные организации. Так, кредиты на строительство (реконструкцию) жилых помещений, реконструкцию объектов под жилые помещения, оплату услуг по государственной регистрации недвижимого имущества будут предоставляться: сельскохозяйственным организациям, иным юридическим лицам, осуществляющим строительство жилья на селе для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в т.ч. в организациях агропромышленного комплекса; сельскохозяйственным организациям, находящимся в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, для их работников в этих населенных пунктах. Кредиты, как и прежде, предоставляются под залог (ипотеку) строящихся (реконструируемых) жилых помещений, реконструируемых под жилые помещения объектов в размере до 95 % стоимости строительства (реконструкции) жилого помещения типовых потребительских качеств с учетом стоимости возведения хозяйственных построек (в размере до 20 % общей стоимости строительства (реконструкции) индивидуальных жилых домов, квартир, реконструкции объектов под жилое помещение). В то же время максимальный срок предоставления такого кредита увеличен до 40 лет (ранее такой кредит предоставлялся на срок не более 10 лет) с выплатой 3 % годовых за его пользование (вместо 5 % годовых, применявшихся банком ранее). Погашение задолженности по льготным кредитам начинается через 3 года после начала кредитования и осуществляется равными долями по годам в течение всего периода погашения кредита с установлением промежуточных сроков в течение года по графикам погашения.

Сельскохозяйственным организациям предоставляются льготные кредиты и на другие цели, в частности на приобретение у физических и юридических лиц пустующих и не завершенных строительством индивидуальных жилых домов (квартир) в сельской местности в объеме оценочной стоимости приобретаемого недвижимого имущества с учетом стоимости хозяйственных построек. Величина этого кредита не может превышать 95 % стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств, аналогичного приобретаемому жилому дому (квартире) по площади и конструктивным решениям. Максимальный срок предоставления такого кредита также увеличен с 10 до 40 лет с уменьшением платы за пользованием им до 3 % годовых (вместо 5 % годовых). Примечательно, что Указ № 414 не ограничивает выдачу такого кредита пределами кредитной линии, открытой Национальным банком. Использование в таком случае залога (ипотеки) в качестве меры по обеспечению кредитного обязательства также не предусмотрено.

Проведение ревизии Указа № 53 частично связано с изменениями, внесенными в Указ № 346. Исключение из текста Указа № 53 подп. 1.7, устанавливавшего правила предоставления льготного кредита на приобретение у физических лиц пустующих и не завершенных строительством жилых домов (квартир) в сельских населенных пунктах, обусловлено включением соответствующих норм в Указ № 346. Другие изменения носят уточняющий и разъясняющий характер прежних предписаний, вызвавших в практике применения наибольшее количество нарушений и разночтений. К ним можно отнести дополнения, появившиеся в результате изложения в новой редакции п. 1.11 Указа № 53. В данном пункте предусматривается, что работы по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения не облагаются налогами, сборами (пошлинами) в бюджет (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование), относимыми в соответствии с законодательством на их себестоимость. Указанная льгота должна предоставляться путем уменьшения сумм налогов, сборов (пошлин), включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и подлежащих уплате в бюджет, на суммы, исчисленные пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме полученной выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (22), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.